Евросоюз повысил ввозные пошлины на электромобили из Китая

Следом за американцами главный исполнительный орган Евросоюза принял решение поднять таможенные сборы за импорт китайских электромобилей. Причем если администрация президента США просто закрыла свой рынок заградительными тарифами (100% для электромобилей и 25% для тяговых батарей и комплектующих), то европейцы пошли более изощренным путем. Еще в прошлом году Еврокомиссия инициировала расследование о нечестной конкуренции со стороны китайских автопроизводителей. Электромобилям из Поднебесной вменяют нерыночное ценообразование за счет государственных субсидий, которых лишены европейские компании. Теперь же назначены индивидуальные таможенные сборы, якобы обоснованные «степенью вины» каждого конкретного производителя в КНР.

Пока известны «штрафные» таможенные ставки только для трех фигурирующих в расследовании китайских компаний. Легче всего отделалась фирма BYD, которой выписали лишь 17,4% дополнительного сбора. Возможно, такая снисходительность связана с тем, что BYD поставляет в Европу не только электрические легковушки, но также электробусы, спецтехнику и отдельные аккумуляторы.

Холдинг Geely «обрадован» 20-процентной надбавкой, в результате чего подконтрольная ему марка Volvo уже объявила о расширении производства в Бельгии: там будет налажено производство электромобилей EX30 и EX90, которые изначально должны были возить из Китая. А тяжелее всех придется государственному концерну SAIC и его весьма популярной в Европе марке MG: плюс 38,1% к таможенным сборам. Важно, что указанные проценты — это надбавка к общей для всех импортируемых электромобилей пошлине в размере 10%.

Volvo EX30

Евросоюз начнет взимать эти дополнительные сборы уже с июля, даже несмотря на то, что завершение расследования о нечестной конкуренции намечено лишь на ноябрь. Более того, Еврокомиссия уже угрожает другим китайским производителям допсбором в размере 38,1%, если они не будут сотрудничать со следствием. Согласным компаниям обещают «всего» 21%. Под раздачу могут попасть не только сугубо китайские компании, но и «европейцы». Например, BMW поставляет в Европу из КНР кроссоверы BMW iX3 и электромобили Mini, а Renault возит оттуда хэтчбеки Dacia Spring. Даже Tesla поставляет в Евросоюз седаны Model 3 китайского производства.

Сам концерн BMW, равно как Mercedes-Benz и Volkswagen, негативно оценивает новые таможенные правила, справедливо опасаясь ответных мер, которые могут больно ударить по всей немецкой автопромышленности. Например, у Мерседеса 30% всех мировых продаж в первом квартале этого года пришлось на Китай. Еще раньше заградительные пошлины раскритиковало руководство концерна Stellantis. Даже Илон Маск заявил, что ни он, ни Tesla не просили об этих пошлинах и были сильно удивлены их введению. Автопроизводители лучше чиновников знают положение в своей отрасли и понимают, что Китай занял доминирующее положение в электромобильной сфере, а значит, его просто невозможно «выключить» из международных производственных цепочек и глобальной торговли.

About The Author