Эксперты техники реестр минюста

Деятельность в сфере судебной экспертизы

Cогласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

Решение о профессиональной аттестации кандидатов в эксперты-техники принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее – МАК), и направляется в Минюст России для дальнейшего включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с Положением о МАК, утвержденным приказом Минтранса России, Минюста России, МВД России от 18.01.2011 №№ 16/13/21.

Эксперт-техник

ВНИМАНИЕ: При решении вопроса о страховой выплате по ОСАГО, независимая экспертиза может проводиться только оценщиками, внесенными в государственный реестр экспертов-техников при Минюсте РФ.

Список оценочных компаний, имеющих право заниматься подготовкой экспертных заключений по ОСАГО в реестре экспертов-техников на сайте Минюста РФ. Регистрационный номер «СКПО-авто» в государственном реестре №498

Данная статья обязательна к прочтению при выборе независимых экспертов, для решения вопроса по ОСАГО.

На сегодняшний день далеко не все оценщики имеют право проводить экспертизу при решении вопроса о страховой выплате по ОСАГО, хотя занимается этим любая оценочная компания.

Обратимся к закону: Постановлением Правительства Российской Федерации «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» № 238 от 24.04.2003 года, определено, что для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

«П. 5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется — государственный реестр). Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений. Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации»

До 2013 года практически никто не обращал внимание на этот момент, начина с декабря 2012 года ситуация резко поменялась, теперь проводя экспертизу в оценочной компании, где нет эксперта-техника, вы рискуете получить отказ в выплате, так как предоставленный отчет независимой экспертизы не соответствует действующему законодательству. А если Вы обращались в суд на основании экспертизы без эксперта-техника, а юрист страховой компании указал на этот факт судье, то единственный шанс не проиграть дело – это самостоятельно ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, но при этом оплату судебной экспертизы Вы производите самостоятельно, а это 15-25тыс. рублей.

Для примера: ОТКАЗ РСА (Российский союз Автостраховщиков) по отчету, проведенному экспертами не из реестра экспертов-техников.

Если говорить, в принципе, об оценочной деятельности, а не ОСАГО в частности, то лицензирование данного вида деятельности отменено, на сегодняшний день независимая экспертиза должна иметь минимум одного оценщика (если это ИП) и минимум двух (если это ООО). При этом:

Оценщик должен иметь диплом о профильном высшем образовании, а так же диплом о повышении квалификации, если с момента получения основного диплома прошло более трех лет.

Ответственность оценщика должна быть застрахована минимум на 300 000р.

Оценщики независимой экспертизы должны быть действующими членами саморегулируемой организации оценщиков.

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.

Министр М.Ю. Соколов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2016 г.

Регистрационный № 44083

1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее — Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»*(1) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»*(2).

2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.

3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее — профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее — кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. № 8 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» (зарегистрирован Минюстом России 14 февраля 2013 г., регистрационный № 27071) (далее — приказ Минюста России № 8).

4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее — МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.

5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

6. Эксперт-техник должен знать:

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:

Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный № 34212) (далее — Правила проведения независимой технической экспертизы);

Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2014 г., регистрационный № 34245) (далее — Единая методика);

методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;

методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;

основы технической эксплуатации транспортных средств;

виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;

основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;

технологию восстановительного ремонта транспортных средств;

номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;

методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;

методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;

методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;

методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;

методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.

7. Эксперт-техник должен уметь:

использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;

проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;

фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;

проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;

оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.

8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:

иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей «Техника и технология наземного транспорта»*(3) и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;

иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее — ФБУ «Росавтотранс»), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):

регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее — регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);

копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;

копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;

копию трудовой книжки (при наличии);

две фотографии размером 4×6 см;

опись представляемых документов.

Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации.

Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.

10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:

фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);

адрес места жительства;

данные документа, удостоверяющего личность;

номер телефона;

почтовый адрес;

адрес электронной почты;

согласие кандидата на обработку персональных данных;

дата составления заявления.

Заявление подписывается кандидатом.

11. В день поступления заявления ФБУ «Росавтотранс» регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.

12. По истечении трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ «Росавтотранс» направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты — на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.

13. Контрольное задание должно включать условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»*(4), фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике, а также контрольные вопросы.

14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.

15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.

16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ «Росавтотранс» направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.

17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ «Росавтотранс» кандидатом выполненного контрольного задания.

18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России № 8. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.

19. Кандидат при голосовании не присутствует.

20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:

несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;

отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;

невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.

Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.

21. МАК принимает решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:

установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;

смерть эксперта-техника, а также признание эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;

представление экспертом-техником заявления об аннулировании его профессиональной аттестации.

22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ «Росавтотранс» в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 21 настоящих Требований, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ «Росавтотранс» не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.

24. Кандидат (эксперт-техник) имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации (об аннулировании профессиональной аттестации) в течение двух месяцев с даты принятия соответствующего решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышавший девяносто календарных дней, с личным участием кандидата (эксперта-техника).

25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее — протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.

26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ «Росавтотранс»: www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901.

*(3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный № 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691), от 25 марта 2015 г. № 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный № 39355).

*(4) Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющих независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в том числе
требованиям к их профессиональной аттестации,
оснований ее аннулирования

Рекомендуемый образец

Регистрационная карточка

кандидата в эксперты-техники, осуществляющего

независимую техническую экспертизу

транспортных средств

1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

2. Пол _________________________________________________________________

3. Дата рождения _______________________________________________________

4. Гражданство _________________________________________________________

5. Место фактического проживания _______________________________________

6. Адрес регистрации по месту жительства _______________________________

7. Адрес электронной почты (при наличии) _______________________________

8. Место работы (при наличии):

8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке

8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке

8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица

8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

руководителя (полностью)

9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:

9.1. Полное наименование образовательной организации

9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации,

подтверждающих получение высшего образования

10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное

профессиональное образование по программе профессиональной

переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных

средств (при наличии):

10.1. Полное наименование образовательной организации

10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего

получение дополнительного профессионального образования по программе

профессиональной переподготовки в области независимой технической

экспертизы транспортных средств

11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное

профессиональное образование по программе повышения квалификации в

области независимой технической экспертизы транспортных средств (при

наличии):

11.1. Полное наименование образовательной организации

11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *