Доставление в полицию

Основания для доставления гражданина в отдел полиции

в каких случаях сотрудники мвд могут забрать вас в отдел без повестки.

Ответ адвоката Карпова

Уважаемый Ленар!

Эти основания указаны в законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Ст.13 «Права полиции» предусматривает, что сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.

Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.

Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.

Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.

Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.

Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает Вам своего удостоверения.

Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Услуги адвоката Карпова

  • Юридические услуги в Ростове
  • Услуги адвоката по уголовным делам
  • Услуги адвоката по гражданским делам
  • Услуги адвката по военным делам

Особенности доставления в полицию лиц, пешим порядком и на транспорте;

Особенности доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений

В соответствии с п.п. 268-270 Устава ППСП доставление задержанных в полицию производится на специальном полицейском транспорте, а при его отсутствии — на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения — пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

Патрульный (постовой) при доставлении задержанного должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения.

Доставление задержанного пешим порядком осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками полиции, один из которых должен идти рядом с задержанным, ведя его, а другой — сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих.

Если доставление производится одним сотрудником полиции, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны. При доставлении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов.

Патрульный (постовой), доставивший задержанного в ОВД, докладывает об этом рапортом на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении.

Во всех случаях перед доставлением необходимо провести наружный досмотр доставляемого в соответствии с п. 266 Устава ППСП. Доставление осуществляется, как правило, двумя или более работниками полиции, либо с помощью дружинников, дворников, сторожей, граждан.

При доставлении пешим порядком необходимо:

– постоянно следить за действиями доставляемого;

– предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого, создать условия для побега или насильственного освобождения последнего;

– не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, могущие служить вещественными доказательствами или принял от соучастников оружие и другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия нападения.

При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции, либо с помощью представителей общественности:

– один полицейский должен идти рядом с доставляемым и вести его;

– другие сотрудники полиции и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух, трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан.

При доставлении пешим порядком одним полицейским:

– следовать в 2-3 шагах сзади доставляемого или рядом с ним с правой стороны;

– не заходить вперед, не нагибаться вблизи от доставляемого;

– в случае приближения кого-либо сзади, остановиться вместе с доставляемым, пропустив вперед проходящего человека;

– при доставлении, следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов.

При доставлении подозреваемого транспортом необходимо:

– при посадке доставляемого в машину, принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травмы;

– посадить доставляемого на заднее сидение рядом с одним или между двумя полицейскими На злостного нарушителя общественного порядка или лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления от которого можно ожидать сопротивления или попытки выброситься из автомашины во время движения, целесообразно надеть наручники;

– после посадки, двери автомашины закрыть на замки;

– во время движения автотранспорта внимательно следить за поведением доставляемого, не допускать таких действий с его стороны, которые могли бы повлечь за собой порчу материальной части машины или создать условия для нападения на работника полиции;

– следить, чтобы доставляемых не мог упасть или умышленно выброситься из малины во время движения;

– после вывода доставляемого из машины, осмотреть кузов с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;

– при доставлении подозреваемого транспортом, не принадлежащим ОВД, сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, указать время доставления и свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения и номер служебного телефона;

– запрещается использовать для доставления подозреваемых общественный транспорт, правительственные, пожарные, аварийные, инкассаторские, скорой и неотложной помощи и другие машины, оборудованные специальными знаками, а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам;

– во всех случаях при передаче доставленного дежурному по ОВД докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника ОВД.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 № 627 и приказа МВД России от 30.04.2012 г. № 389 существует определенный порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в дежурных частях органов внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники полиции при доставлении граждан в дежурные части, обязаны разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица. Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Доставленные лица вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика.

Оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично.

Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, оперативный дежурный обязан вызвать бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием, а в ночное время местом для сна.

Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли.

Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

Полиция защищает право граждан на свободу и личную неприкосновенность, в связи с этим до судебного решения, лицо не может быт подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

Также в целях обеспечения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, создана Общественная наблюдательная комиссия Липецкой области в которой осуществляется общественный контроль за соблюдением прав граждан при доставлении в дежурные части и ИВС территориальных органов МВД России Липецкой области. Председателем данной комиссии является Шальнева Галина Владимировна. Обратить в нее можно по телефонам 47-62-15, 8-919-160-25-74.

Оперативный отдел УМВД России по Липецкой области

Тактика задержания и доставления правонарушителя в ОВД

Примерный алгоритм действий сотрудников полиции при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

1. При выявлении лица, подозреваемого в совершении преступления и учитывая сложившуюся обстановку немедленно сообщить об этом дежурному по ОВД.

2. Определить состав группы задержания, способ задержания.

3. По возможности изучить место задержания, определить количество сотрудников полиции, их расстановку, порядок взаимодействия. Если задержание предполагается в помещении, должны быть изучены входы и выходы из него. Все действия по изучению места задержания должны производиться скрытно.

4. На основании данных о личности задерживаемого и мест его появления разрабатывается план задержания и наиболее эффективный прием задержания.

5. При производстве непосредственного задержания обнажить и привести в готовность огнестрельное оружие, приготовить к применению специальные средства.

6. Выбрать наиболее удобное время для задержания, для обеспечения внезапности незаметно приблизиться к задерживаемому как можно ближе.

7. Подать команду: «Руки вверх! Полиция!». При наличии у задерживаемого оружия, других предметов подается команда: «Полиция! Не двигаться!»

8. Объявить о задержании, а при наличии достаточных оснований о применении оружия, спецсредств.

9. При необходимости на законных основаниях применить физическую силу, спецсредства, в крайнем случае, огнестрельное оружие.

10. Надеть наручники, провести наружный досмотр.

11. Немедленно изъять обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега.

12. Постоянно быть готовым к отражению нападения, использовать возможные меры предосторожности (личная безопасность, подстраховка напарника).

13. Следить, чтобы задерживаемый не выбросил и не передал кому-либо вещественные доказательства.

14. Принять меры к доставлению задерживаемого, при наличии законных оснований применить наручники.

Доставление в ОВД лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, требует от сотрудников полиции профессионального мастерства, а в ряде случаев также и немалых физических усилий на специальном милицейском транспорте, а при его отсутствии доставление должно производиться на автомобилях, принадлежащих организациям или отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, а также автомобилей специального назначения и транспорта принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам, международным организациям.

При доставлении пешим порядком необходимо:

— доставление осуществлять, как правило, двумя или более работниками полиции, либо с помощью дружинников, дворников, сторожей, граждан;

— постоянно следить за действиями доставляемого;

— предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого, создать условия для побега или насильственного освобождения последнего;

— не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, могущие служить вещественными доказательствами или принял от соучастников оружие и другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия нападения.

При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции, либо с помощью представителей общественности:

— один сотрудник должен идти рядом с доставляемым и вести его;

— другие сотрудники и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух, трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан.

При доставлении пешим порядком одним сотрудником:

— следовать в 2-3 шагах сзади доставляемого или рядом с ним с правой стороны;

— не заходить вперед, не нагибаться вблизи от доставляемого;

-в случае приближения кого-либо сзади, остановиться вместе с доставляемым, пропустив вперед проходящего человека;

— при доставлении, следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов;

— при доставлении подозреваемого пешим порядком одним сотрудником, несущим службу со служебно-розыскной собакой, следовать за доставленным сзади на расстоянии 3-4 метров, держа собаку на коротком поводке, без намордников, не допуская, чтобы между ним и доставляемым находились посторонние лица.

При доставлении подозреваемого транспортом необходимо:

-при посадке доставляемого в машину, принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травмы;

— посадить доставляемого на заднее сидение рядом с одним или между двумя сотрудниками. На злостного нарушителя общественного порядка или лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления от которого можно ожидать сопротивления или попытки выброситься из автомашины во время движения, целесообразно надеть наручники;

— после посадки, двери автомашины закрыть на замки;

— во время движения автотранспорта внимательно следить за поведением доставляемого, не допускать таких действий с его стороны, которые могли бы повлечь за собой порчу материальной части машины или создать условия для нападения на работника полиции;

— следить, чтобы доставляемых не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения;

— после вывода доставляемого из машины, осмотреть кузов с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;

при доставлении подозреваемого транспортом, не принадлежащим ОВД, сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, указать время доставления и свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения и номер служебного телефона;

— запрещается использовать для доставления подозреваемых общественный транспорт, правительственные, пожарные, аварийные, инкассаторские, скорой и неотложной помощи и другие машины, оборудованные специальными знаками, а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам;

Во всех случаях при передаче доставленного дежурному по ОВД докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника ОВД.

Сотрудник полиции, задержавший преступника, составляет об том рапорт, который передается начальнику соответствующего ОВД, куда доставлен задержанный. В рапорте указывается Ф.И.О. и место жительства доставленного, время, место, обстоятельства задержания, фамилии и адреса лиц, оказывающих содействие при задержании и доставлении преступника в ОВД. О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол с указанием оснований и мотивов задержания. Протокол является тем процессуальным документом, на основании которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается в места содержания задержанных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *