Депутатский мандат

Депутатский мандат определение, широко используемое как в юридической науке, так и в законодательстве. Неоднозначное понимание данного феномена политико-правой жизни обусловлено определенной ролью депутата как представителя интересов народа, и как должностного лица. Депутатский мандат в юридической науке употребляется в четырех смыслах:

  1. документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;
  2. вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания;
  3. правовой статус депутата в целом;
  4. один из элементов правового статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе.

Существует мандат императивный и свободный. Первый тип получил свое развитие в Средние века, второй в Новое время, после буржуазных революций. Императивный мандат — это мандат с ограничениями и форма ответственности, которая предусматривает безусловное выполнение приказов избирателей под угрозой отзыва. В свободном мандате депутат признается представителем всего народа, он не обязан отсчитываться перед избирателями, отсутствует возможность отзыва. Во времена первой Государственной Думы в России мандат был свободным, после прихода к власти большевиков в 1917 году были установлены и в дальнейшем закреплены в Конституциях СССР и РСФСР элементы императивного мандата. В современной России в Конституции РФ нет прямого указания на характер депутатского мандата, но Конституционный суд РФ в 2002 году устранил этот пробел и позволил депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью.

Также необходимо отметить, что эффективность депутатского мандата зависит от множества факторов, таких как политическая и экономическая обстановка, культурные особенности и традиции, поэтому государство самостоятельно должно выработать наиболее подходящую концепцию взаимодействия народного избранника с избирателями. На сегодняшний момент в РФ аспект типа депутатского мандата является неопределенным.

В Конституции РФ нет прямого указания на императивный или свободный мандат, но существует Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 – П, которое позволило депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью, оно установило так называемый принцип свободного мандата. Несмотря на это, депутаты Государственной Думы уже пытались, и пытаются внести императивный мандат, и некие его элементы, в современную парламентскую практику.

Нельзя не сказать о том, что с приобретением депутатского мандата посредством тайного и всеобщего равного голосования граждан достигших совершеннолетия и обладающих активным избирательным правом, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Элементы статуса депутата выступают способом конкретизации депутатского мандата, вид которого влияет на права, обязанности и ответственность депутатов, а также гарантии их деятельности.

Депутат – это представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия.

Приобретение и утрачивание депутатского мандата регулируется такими законодательными актами как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Некоторые поправки были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».

После проведения процедуры выборов в Государственную Думу, где граждане, обладающие пассивным правом, могли выдвигаться в качестве кандидатов непосредственно или в составе федеральных списков, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Срок его полномочий начинается со дня его избрания и прекращается со дня работы Государственной Думы нового созыва, кроме определенных исключающих обстоятельств, описанных в статье 4 Федерального закона о «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

При досрочном прекращении полномочий депутата государственной Думы происходит в соответствии со ст. 96 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» замещение вакантных депутатских мандатов.

Необходимо отметить тот факт, что гарантии депутатской деятельности, призванные обеспечить эффективность парламентской работы, дают возможность народному избраннику быть активным участником осуществления государственной власти в стране.

Исследователи выделяют организационные, трудовые, материально-финансовые гарантии, а также депутатский иммунитет. К первому типу относятся гарантии, назначение которых организовать полноценную и эффективную деятельность депутата Государственной Думы. Например, это ограничение на занятие коммерческой деятельностью или беспрепятственное посещение органов власти, воинских частей и организаций. Право на прием в первоочередном порядке у руководителей органов власти, а также различных организаций и. т. д. Основной задачей трудовых гарантий является охрана трудовых прав и интересов депутатов Государственной Думы.

Депутатский индемнитет или материально-финансовые гарантии призваны обеспечить материальную независимость народного избранника. Это вознаграждение за его труд и специальные социальные гарантии. Иммунитет же в свою очередь важнейшая правовая гарантия деятельности депутата, представляющая собой повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций. Таким образом, это невозможность ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции Государственной Думы.

Права и обязанности депутата Государственной Думы РФ, установленные в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в Постановлении «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , призваны организовать эффективную депутатскую деятельность, главной целью которой является удовлетворение интересов и нужд граждан. Права и обязанности народного представителя можно разделить на связанные с его деятельностью в представительном органе власти, и в отношении с избирателями.

К первому типу относятся права на участие в законодательной деятельности, участие в деятельности комитетов и комиссий, а также право на парламентский и депутатский запрос, на первоочередной прием в органах власти и организациях, право на распространение и получении информации.

К обязанностям мы можем отнести: обязательное посещение заседаний Государственной Думы, соблюдение парламентской этики, а также предоставление ведений о доходах. Ко второму типу прав и обязанностей депутата Государственной думы относится взаимодействие народного избранника с гражданами. Это происходит через прием граждан, получение обращений, встреч с избирателями и постоянное поддержание связи с населением. Основной целью этой деятельности выступает как раз таки удовлетворение потребностей и нужд граждан. Так как на сегодняшний день мандат в РФ является свободным, депутат не может быть отозван, не связан наказами с избирателями, а является представителем всех граждан России в целом.

Статья на тему анализ депутатского мандата

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами «б» и «в» части третьей и частью третьей.1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 настоящей статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основанию, предусмотренному частью третьей.1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ

Смотреть что такое «ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ» в других словарях:

  • ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ — МАНДАТ … Юридическая энциклопедия

  • ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ — (см. МАНДАТ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ — см. Мандат … Энциклопедия юриста

  • депутатский мандат — см. мандат … Большой юридический словарь

  • МАНДАТ — (лат. mandatum, от mandare приказывать) 1) дипломатический термин: полномочие, даваемое посланникам, или право представительства выборных от народа. 2) род бумажных денег по время французской революции, которые должны были заменить упавшие… … Словарь иностранных слов русского языка

  • мандат — а, м. mandat m. <лат. mandatum. Повеление, приказ. Ныне просит <яган Гошка>, чтоб учинить жалованье по его царского величества мандату. ПБП 3 9. 1. Ассигнаты <директории> были просто напросто обменены в отношении 30:1 на так… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мандат — (mandate) Победа на выборах расценивается добившейся успеха партией либо коалицией как получение от народа мандата на правление в его интересах или особого мандата на проведение конкретной политики. Учитывая, какое множество обещаний дают партии… … Политология. Словарь.

  • МАНДАТ — МАНДАТ, мандата, муж. (лат. mandatum Поручение). 1. Официальный документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя (офиц.). Депутатский мандат. Императивный мандат (связывающий действия избранного определенными полномочиями по каждому… … Толковый словарь Ушакова

  • МАНДАТ — (от латинского mandatum поручение), документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя, права на что либо (например, депутатский мандат) … Современная энциклопедия

  • МАНДАТ — (от лат. mandatum поручение) документ, удостоверяющий те или иные полномочия или права предъявителя, напр. депутатский мандат … Большой Энциклопедический словарь

Можно ли отнять мандат у депутата и как это сделать?

В «Единой России» пообещали обсудить поведение Натальи Поклонской, которая проголосовала против пенсионной реформы.

Ранее депутаты от правящей партии договорились не критиковать предложения правительства, однако несколько депутатов на заседание не явились, а Поклонская заявила, что у нее появились вопросы к законопроекту, и проголосовала против.

Вице-спикер российского парламента Сергей Неверов отметил, что поведение депутата будет обсуждаться, и возможно, Поклонская лишится поста председателя комиссии по контролю за доходами и расходами депутатов (как отметил Неверов, по совокупности причин, а не только из-за отхода от линии партии по вопросу пенсий).

Поклонская ответила журналистам, что связи не видит, и добавила, что работа комиссии не всегда удобна тем, кто нарушает антикоррупционные меры. Но «в этой сфере президент четко сказал, что неприкасаемых нет, нарушил – отвечай, независимо от прежних заслуг и толщины кошелька», заявила экс-прокурор.

Поведение Поклонской довольно часто вызывает недовольство коллег, удивление журналистов и резонанс в обществе. Может ли случиться так, что строптивая крымчанка досрочно лишится депутатского мандата?

Сдача мандата – дело добровольное

Случаи, когда депутат досрочно покидает Думу, достаточно редки. Он имеет право по каким-то причинам подать в отставку, но как правило, по собственному желанию никто не уходит. Депутат лишается мандата и в том случае, если меняет место работы – поступает на госслужбу или же уходит в бизнес (заниматься коммерческой деятельностью парламентариям запрещено).

В последнее время стало частой практикой, когда глава какого-либо региона возглавляет партийный список кандидатов в депутаты Госдумы. Чаще всего после победы на выборах руководитель субъекта просто передает завоеванный мандат следующему в списке и остается в прежней должности. Чтобы кто-то из уже действующих депутатов покинул Думу ради места на госслужбе или в компании, опять-таки случается нечасто. Так поступил, к примеру, генерал-майор Юрий Эм, который предпочел креслу в Госдуме должность зампреда правительства Ставропольского края. После того, как пост упразднили, Юрию Павловичу передал свой мандат другой депутат. Однако Конституционный суд признал подобный круговорот полномочий недопустимым. В итоге Эм от мандата отказался, и документ перешел к следующему в списке «Единой России» — Елене Бережной.

Избавиться от коллеги: можно, но сложно

У депутата могут отозвать мандат из-за длительной болезни, не позволяющей выполнять полномочия, и даже призыва в армию – что, конечно, законодателям вряд ли грозит. Законодательное собрание может вынести решение об отзыве своего представителя.

Есть инструменты для лишения кого-либо из парламентариев депутатского мандата и у Госдумы. Просто так сговориться и проголосовать за прекращение полномочий коллеги, который им не нравится, депутаты, конечно, не могут. Однако есть ряд оснований, которые делают возможным отзыв депутатского мандата.

Одним из них может стать подозрение в ведении коммерческой деятельности. Так лишился мандата депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков. Раскол в партии произошел после событий на Болотной, когда несколько парламентариев поддержали протестующих, отступив от партийной линии. По закону это не повод для лишения мандата. Зато поводом стало подозрение в ведении коммерческой деятельности. В собственности у Гудкова – несколько компаний, о чем тот честно писал в декларации. Однако его обвинили в том, что он продолжает руководить семейным бизнесом. 14 сентября 2012 года Геннадия Гудкова лишили полномочий. Жалоба в Верховный суд результатов не дала.

Месяц спустя лишили полномочий Алексея Кнышова из «Единой России» — обнаружилось, что он был соучредителем и управленцев одной из словацких компаний. Также противники парламентария отмечали, что не задекларировал недвижимость в США и пытался получить в той же Словакии вид на жительство.

Мавроди: в Думе не видели

Самым знаменитым депутатом, «уволенным из Думы» в 1990-х, был Сергей Мавроди. В Думе он практически не появлялся и в общем-то не скрывал, что мандат ему нужен для получения депутатской неприкосновенности – к тому времени у правоохранительных органов накопилось множество вопросов к создателю «МММ».

Избирался он, сидя в СИЗО. А 6 октября 1995 года так и не увидевшие Мавроди в зале для голосований коллеги лишили его депутатской неприкосновенности, так как он пренебрегал своими обязанностями и продолжал заниматься коммерцией (еще бы!).

Илья Пономарев: сериал с предсказуемым концом

Закон, который позволил официально лишать депутатов полномочий за систематические прогулы заседаний, Госдума приняла лишь в марте 2016 года. А 10 июня закон был применен – мандат потерял оппозиционер Илья Пономарев.

Большинство парламентариев к тому времени уже и не чаяли избавиться от коллеги. Пономарев вышел из партии «Справедливая Россия», был единственным, кто проголосовал против присоединения Крыма, и покинул страну еще в середине 2014 года, оставив депутатскую карточку коллеге Дмитрию Гудкову, который и голосовал по доверенности. Декларацию действующий за границей депутат посылал с помощью службы доставки.

В 2015 году Пономарева лишили депутатской неприкосновенности, но не мандата – это два разных процесса. Его обвинили в хищении: Пономарев в 2011 году прочитал цикл лекций в фонде «Сколково», получив за десять выступлений огромный гонорар – девять миллионов рублей. Вопрос, почему в «Сколково» так высоко оценили лекции Пономарева, никто не задавал, зато фонд потребовал задним числом вернуть деньги, мотивировав это тем, что лектор отработал некачественно. Суд с доводами «Сколково» согласился, и на имущество Пономарева был наложен арест. Долг был погашен в том числе за счет депутатской зарплаты – карточку Пономарева заблокировали.

Два года российский парламентарий работал из США, прежде чем депутатам наконец удалось лишить его полномочий – за систематическое неисполнение обязанностей, в том числе за прогулы пленарных заседаний в течение календарного месяца. За проголосовали 413 депутатов, против – трое. Эмоциональнее всех отреагировал Владимир Жириновский: «Мы прощаемся с вами навсегда, но ваш образ еще долго будет напоминать нам и портить нам настроение».

Самого Владимира Вольфовича, кстати, тоже не раз призывали лишить мандата за экспрессивные высказывания на грани фола (а иногда и за гранью). Однако вопросов у депутатов к словам и поведению думского старожила не возникло ни разу.

Народ: безмолвствует

В российском законодательстве отсутствуют механизмы, позволяющие избирателям отозвать выбранного ими депутата из Государственной думы. Все, что они могут – призывать парламентариев обратить внимание на плохое поведение коллеги. Как правило, безрезультатно.

Избиратели могут жаловаться на неэтичность слов и поступков, на отсутствие обратной связи, но все это не дает шанса исправить выбор представителя в законодательном органе власти, который избиратели считают неудачным.

Однако возможность отзыва не оправдавшего доверия избирателей депутата существует во многих местных парламентах, а условия прописаны в региональном законодательстве.

К примеру, в Алтайском крае лишить народного избранника мандата возможно, еслис момента избрания прошло не менее шести месяцев, а до конца срока полномочий оставаться не менее года. Инициативная группа должна обратиться с ходатайством о проведении процедуры отзыва.

Основанием могут служить установленное судом грубое или систематическое нарушение Конституции, федеральных и региональных законов, а также действие или бездействие депутата, из-за которого права и свободы значительного числа граждан оказались нарушенными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *