Декларации депутатов

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 16 июля, приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. Он был инициирован группой депутатов ГД и членов Совета Федерации.

Депутаты представительного органа сельского поселения должны будут в течение четырех месяцев со дня избрания предоставить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе супругов и несовершеннолетних детей. При этом от повторной подачи декларации, в соответствии с законом, они будут освобождены.

Повторно декларация будет подаваться только в том случае, если в течение года сельский депутат приобрел недвижимость, землю, автомобиль или ценные бумаги на крупную сумму.

«Закон направлен на поддержку таких депутатов и, соответственно, он повысит эффективность в их деятельности, а это самая многочисленная часть всего нашего депутатского корпуса, которая насчитывает более 150 тыс. депутатов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе», — сказал в ходе пленарного заседания Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев Пискарев
Василий Иванович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

Как пояснял соавтор поправок, член Комитета по аграрным вопросам Виктор Кидяев Кидяев
Виктор Борисович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , «депутат сельсовета, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, не имеет никаких материальных выгод от своего статуса».

«Он получает зарплату по основному месту работы, поскольку чаще всего работает в бюджетной организации, а порой это и вовсе социально активный пенсионер. Требование к этим людям регулярно публичить все семейные финансы, на наш взгляд, выходит за рамки необходимых мер по борьбе с коррупцией», — сказал он.

При этом, по словам Виктора Кидяева, снятие излишних требований к сельским депутатам не будет означать ослабление контроля.

Согласно закону, если в течение года дорогостоящие сделки не совершались, депутат обязан в простой уведомительной форме сообщить об этом главе региона. Достоверность такой информации по‑прежнему может быть проверена соответствующими службами, а обман приведет к лишению депутатских полномочий.

Инструкция: как муниципальному депутату не лишиться своих полномочий

В конце 2015 года был принят Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который распространил ряд антикоррупционных требований и обязанностей на всех муниципальных депутатов России, в том числе и на тех, кто работает без отрыва от основной деятельности и получения депутатской зарплаты (согласно официальной терминологии – «осуществляют свои полномочия на непостоянной основе»).
В частности, были внесены изменения в следующие федеральные законы:

  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

За нарушение любого из новых требований, любой из новых обязанностей предусмотрено неминуемое прекращение полномочий депутата. Нет никаких сомнений, что власти постараются этим воспользоваться и избавиться от любого независимого депутата, если он допустит хотя бы одну мелкую оплошность.
Поэтому в этой инструкции собраны исчерпывающие сведения о внесённых изменениях, которые позволят сориентироваться в дальнейших действиях. Эта инструкция является лишь путеводителем и содержит ссылки на все необходимые материалы (зачастую довольно объёмные) по конкретным обязанностям. Все представленные сведения могут быть проверены по названным официальным правовым актам.
Для разных муниципальных депутатов добавились разные обязанности. Начнём с самой главной, которая касается всех, – представления деклараций, а после опишем и все остальные.

1. Представление деклараций о доходах, расходах и имуществе
Теперь все муниципальные депутаты должны представлять декларацию (точнее, справку) о своих доходах, расходах и имуществе (далее – Справка). А также за своего супруга (свою супругу) и своих несовершеннолетних детей.
Во-первых, каждый представительный орган (Совет депутатов) должен принять собственный нормативный акт (Порядок, Положение), регулирующий правила представления Справок (установленных свыше правил нет). Самые главные из этих правил – когда и куда нужно представлять Справки. Повсеместно на муниципальном уровне устанавливают предельный срок – не позднее 30 апреля. С принимающим Справки органом больше разнообразия. Так, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует представлять указанные Справки непосредственно в Совет депутатов. Но часто предусматривается представление Справок в местную администрацию или какое-либо её структурное подразделение (обычно, кадровое). Поэтому первая задача – не пропустить принятия указанного нормативного акта и узнать из него, когда и куда нужно представлять Справки.
Во-вторых, форма Справки едина и утверждена Указом Президента России от 23.06.2014 № 460. Лучше всего скачать её самостоятельно из любой справочно-правовой системы (Гарант, Консультант), чтобы быть уверенным в корректности этой формы (могут специально подсунуть неправильную). Для удобства публикуем форму Справки в двух версиях:Ворд,Эксель.
В-третьих, Министерством труда и социальной защиты России подготовленыподробные методические рекомендациина 44 страницах (их также можно скачать на сайте министерства) по заполнению Справки. Их обязательно необходимо внимательно изучить, потому что объёмная форма Справки содержит очень много неоднозначных моментов, на которые самому можно не обратить внимания.
Коротко остановимся на основных моментах. На каждого человека (на себя, супруга, супругу, каждого из несовершеннолетних детей – кто был членом семьи по состоянию на 31 декабря) заполняется и подаётся отдельная Справка. Доходы указываются все, причём в размере до удержания налога на доходы физических лиц. Чтобы не ошибиться, проще всего получить справку 2-НДФЛ по каждому месту получения доходов. Расходы указываются только очень крупные (почти у всех этот раздел останется пустым), а точнее, в следующем случае:
по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой депутатом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три предшествующих года.
Очень важно указать все банковские счета, даже с нулевым остатком. Более того, важно указать даже счета запылившихся в шкафу сберкнижек 20-летней давности, на которых осталось 3 рубля. Сведения обо всех счетах необходимо вспомнить, найти, запросить в банках. Не лишним будет иметь документ от банка, который в случае спора позволит доказать правоту депутата. Валютные и металлические счета переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ на 31 декабря.
Имущество указывается не только находящееся в собственности, но и находящееся в пользовании (для этого в Справке предусмотрен отдельный раздел). Например, арендуемая квартира или квартира, принадлежащая супруге.
Справка заполняется на компьютере, распечатывается и подписывается на каждом листе. В установленный срок необходимо подать Справку и получить на её копии отметку о принятии.
2. Запрет иностранных счетов
Данный запрет установлен лишь для относительно узкой группы муниципальных депутатов (а также их супругов и несовершеннолетних детей), а именно для замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов. Рассмотрим подробнее, что это значит (сразу скажем, что все московские депутаты к этой группе не относятся).
Во-первых, в России существует несколько видов муниципальных образований. Среди них есть муниципальные районы и городские округа (в Москве таковых нет, в том числе, Троицк и Щербинка являются внутригородскими муниципальными образованиями – городскими округами, а не городскими округами). Как правило, депутаты знают вид своего муниципального образования, а если нет, то всегда могут уточнить в Уставе.
Во-вторых, в законе появилось новое определение:
депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, запрет распространяется на замещающих какую-либо должность (кроме должности депутата) в представительном органе одного из двух видов муниципальных образований. Сам запрет сформулирован следующим образом:
запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Санкции за нарушение этого запрета могут применяться с 05.02.2016.
Кроме того, указанным выше лицам необходимо при предоставлении Справки (пункт 1 настоящей инструкции) указывать сведения об источниках получения средств, за счёт которых приобретена зарубежная недвижимость (депутатом, супругом, несовершеннолетними детьми), если такая недвижимость имеется.
3. Сообщение о личной заинтересованности
Добавлена обязанность: сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Конфликт интересов – достаточно сложное понятие, на практике получающее самые разные трактовки. Кроме того, в силу своей природы депутатская деятельность неразрывно связана с постоянными конфликтами интересов (например, соседи депутата для того и голосуют за него, чтобы он отстаивал интересы их общего дома). Поэтому, в частности, введение необходимости предотвращения конфликта интересов в деятельности депутатов не в полной мере соответствует правовой природе представительной власти.

На практике целесообразно подавать уведомление и воздерживаться от голосования при рассмотрении вопросов, влекущих непосредственную выгоду лично для депутата, его родственников и деловых партнёров (благоустройство своего двора, снос своего торгового объекта и т.п.). Форма уведомления и порядок его подачи должны быть определены нормативным правовым актом, принимаемым Советом депутатов.
4. Запреты для глав муниципальных образований
На глав муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, распространены некоторые запреты, которые давно действуют для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Их достаточно перечислить. Итак, теперь запрещено:
1) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
3) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования;
4) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципального образования и передаются по акту в соответствующий муниципальный орган. Лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) принимать вопреки установленному порядку почётные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
6) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорённостям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.
Удачи при заполнении и подаче всевозможных справок, и будьте при этом предельно внимательны!
За помощь в подготовке инструкции благодарю Николая Кузнецова, депутата СД города Ступино Московской области.
Дмитрий Мартыненко, юрист, депутат
СД МО Ломоносовский в городе Москве

Возможность сопоставлять декларации о доходах и имуществе появилась у общества в 2010 году, когда Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года вступил в полную силу. В апреле этого года широкий круг публичных должностных лиц (государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов, служащие государственных корпораций и др.) впервые представили декларации о своих доходах, а также о доходах членов своих семей (супруги и несовершеннолетние дети) за прошедший год. Требования законодательства устанавливают, что общественный контроль достоверности предоставляемой в декларациях информацией могут инициировать зарегистрированные в соответствии с законом общероссийские общественные объединения.

Требования законодательства устанавливают, что общественный контроль за достоверностью предоставляемой в декларациях информацией могут осуществлять зарегистрированные в соответствии с законом общероссийские общественные объединения.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Р (Центр ТИ-Р) и Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики (ПУЛ АП) ГУ-ВШЭ проводят работу по анализу опубликованных деклараций о доходах и имуществе. В рамках первого этапа реализации этого направления работы было проведено сравнение деклараций о доходах и имуществе депутатов Государственной Думы России. Избирательное законодательство России также обязывает кандидатов в депутаты декларировать свое имущество. Таким образом, в рамках исследования была возможность сравнить декларации за 2007 и 2009 годы, и оценить динамику имущественного состояния Депутатов Государственной Думы РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *