Что можно продавать в школе?

Могут ли ученики продавать свои поделки в школах? Минобразования, учителя и эксперты делятся своим мнением

Накануне в одной из столичных школ разразился скандал. Учащийся шестого класса продавал своим одноклассникам браслеты, которые он плел сам. За каждый браслет мальчик просил 1 манат. Одноклассники с большим удовольствием приобретали браслеты у юного рукодельника. Но об этом узнал классный руководитель, и разразился грандиозный скандал. Родителей ребенка вызвали «на ковер» к директору школы, ребенка пристыдили перед всем классом и заставили вернуть одноклассникам деньги…

Казалось бы, что тут криминального? Ребенок плетет браслеты и за свой труд получает небольшие деньги. Он ведь не ворует, не вымогает и даже не перепродает товар. Так для чего же зарубать на корню его начинания?

Media.Az поговорила с представителем Министерства образования и экспертами о том, стоит ли запрещать в школах подобные инициативы.

Как заявил в беседе с Media.Az глава пресс- службы Министерства образования Азербайджана Джасарят Валехов, разрешать ребенку заниматься продажей каких-то поделок, пусть и сделанных своими руками недопустимо.

«Во-первых, это отвлекает от учебного процесса, а во-вторых, это аморально. Ребенок может принести свои поделки и подарить их своим друзьям, или угостить одноклассников собственной выпечкой, но не пытаться заработать на них. Если уж продавать, то в рамках благотворительных ярмарок, выручка с которых пойдет на помощь нуждающимся в финансовой помощи семьям, или отдельным лицам», — считает представитель Министерства.

В свою очередь, руководитель центра «BD kids», основатель Школы бизнеса для детей Эльвира Багирова в разговоре с Media.Az искренне считает, что в том, что ребенок учится зарабатывать деньги, нет ничего плохого, скорее наоборот.

«Если бы я думала иначе, то никогда не открыла Школу бизнеса для детей. Это прекрасный способ мотивации ребенка, хорошее средство понять то, как устроен мир и экономика. Через такой маленький стартап ребенок может осознать связь между настоящими деньгами и тем, что в теории рассказывают детям о финансах.

Я всегда говорю родителям — если сейчас ребенок плетет браслетики, печет печенья, пытаясь заработать 1 или 2 маната, это не означает, что он будет заниматься этим всю свою жизнь. Если в голову ребенку пришла идея сделать что-то своими руками, а потом еще и продать, то таким малышом можно только гордиться.

Очень часто я привожу примеры кейсов с Запада, где родители по праздникам или выходным разрешают своим детям распродавать то, что было сделано их собственными руками. Причем дети эти из состоятельных семей, их родители занимают руководящие позиции, одним словом, семьи эти не нуждаются в деньгах. Они просто хотят, чтобы ребенок был готов войти во взрослую жизнь», — говорит Э.Багирова.

По ее словам, бизнес-мышление помогает детям в повседневной жизни. «Даже готовя какой-то праздник, например свой День рождения, ребенок может рассчитать количество угощений для определенного количества гостей и прочие моменты. Одним словом, чем раньше ребенок освоит бизнес-мышление, тем раньше он адаптируется, вступив во взрослую жизнь», — подытожила Э.Багирова.

Председатель Союза независимых учителей Азербайджана Малахат Муршудлу в беседе с Media.Az отметила, что, по большому счету, в продаже детьми того, что они изготовили своими собственными руками, нет ничего зазорного.

«Ребенок не перепродает какие-то товары. Это то, что он сделал сам, желая заработать деньги на карманные расходы. Другой вопрос заключается в том, что это может отвлекать от учебного процесса. Школьник может переключить свое внимание на заработки и просто забыть об учебе. Поэтому, я думаю, что в школе этим заниматься все же не стоит, а вот во внешкольное время – почему бы и нет?», — сказала М.Муршудлу.

Эксперт по вопросам образования Надир Исрафилов в беседе с Media.Az отметил, что в школьном Уставе нет пункта, запрещающего школьникам продавать что-либо своим одноклассникам, однако, с другой стороны, если этого не запрещать, то дети могут начать этим злоупотреблять. По мнению Н.Исрафилова, нужно найти некую золотую середину, устраивать всевозможные ярмарки–распродажи детских поделок в школах в определенные дни месяца.

«Это может быть очень полезной инициативой для детей, которые прочувствуют момент того, как можно зарабатывать собственные деньги. Это может стать весьма и весьма полезным началом для них. Подобный опыт обязательно пригодится им в будущем»,- подытожил эксперт.

Сабина Алиева
Media.Az

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
2. К предпринимательской относится любая деятельность образовательного учреждения:
по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
по торговле покупными товарами, оборудованием;
по оказанию посреднических услуг;
по долевому участию в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), организаций и предприятий;
по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
по ведению приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому вопросу.

Следующая статья «
К тексту закона «

Запрещена ли торговля в школе и на какие правовые нормы опирается запрет

– Здравствуйте. На первом этаже в обычной муниципальной школе ребенка открыли киоск, в котором торгуют всякой ерундой: чипсами, шоколадками, пепси, наклейками, раскрасками, ручками и прочим. Меня и большинство родителей это категорически не устраивает. Дети спускают все карманные деньги на это. Есть ли в России законы, регулирующие этот вопрос и устанавливающие запреты на торговлю в школе? Куда обращаться, если торговля незаконна?

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Насколько законной является торговля в школе

– Отдельного нормативно-правового акта, который бы запрещал торговлю в школе, на сегодняшний день нет. Потенциально торговля в муниципальной школе не находится под запретом. Но для этого должна быть должным образом оформлена передача имущества от школы к предпринимателю для организации торговой деятельности. Основанием для закрытия магазина может стать отсутствие согласия на открытие торгового пространства со стороны собственника имущества (обычно это администрация муниципального образования).

В свою очередь, администрация редко дает такое согласие, так как магазин противоречит законодательным требованиям о целевом использовании объектов инфраструктуры для несовершеннолетних.

Торговая точка на территории школы может быть расценена, как нарушение прав детей на безопасное обучение, так как в здание сможет беспрепятственно входить неограниченный круг людей. После того как администрация муниципального образования проведет экспертизу по вопросу, соблюдаются ли права ребенка при организации торговой точки в школе, она выдаст свое заключение. В большинстве случаев заключение будет содержать отказ в передаче части помещения школы под торговлю.

На основании СанПиН 2.4.2.2821-10 установлен ограниченный набор помещений в учебных заведениях. Магазинов среди них нет, поэтому все торговые точки на территории школы – вне закона.

Какие товары находятся под запретом

Также определенные виды товаров находятся под запретом для реализации в школьном учреждении. Так, в рамках реализации национального проекта «Демография» действует постановление Главного санитарного врача, который утвердил новые требования к организации питания для детей. Согласно документу, ассортимент продукции, которую разрешено продавать в школе, до начала учебного года должен утвердить директор. После чего перечень согласуется с Роспотребнадзором (на основе п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409–08).

Все запрещенные продукты перечислены в Приложении 7, разрешенные – в Приложении 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08. Среди рекомендованных к использованию продуктов Роспотребнадзор выделяет:

Согласно данному СанПин, в школах допустимо устанавливать торговые автоматы, но исключительно для продажи соков, нектаров, молока, негазированной воды.

Под запретом Роспотребнадзора находятся:

  1. Торты и пирожные с кремом.
  2. Сырокопченые колбасы.
  3. Макароны по-флотски.
  4. Жареные овощи, котлеты и рыба.
  5. Газированные напитки.
  6. Чипсы.
  7. Майонез.
  8. Карамель и леденцы.
  9. Жевательная резинка.
  10. Паштеты и блинчики.
  11. Еда быстрого приготовления.
  12. Кофе.
  13. Квас.
  14. Мороженое на растительных жирах.

Естественно, в перечне запрещенных находится просрочка и продукты, хранящиеся с нарушениями к товарному соседству.

Куда пожаловаться

Чтобы пожаловаться на незаконную торговлю, нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Вначале необходимо попытаться решить вопрос на уровне школы и пожаловаться директору. Обычно вопрос с незаконной торговой точкой на территории школы удается уладить на уровне руководства, так как директору крайне невыгодно, что это дело может приобрести огласку. Вскрытие данного факта может грозить директору привлечением к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
  2. Обратиться в муниципальный департамент образования или в управление образованием.
  3. Обратиться в прокуратуру с заявлением о необходимости проверки организации торговой точки в школе.
  4. Пожаловаться в Роспотребнадзор, так как использование помещения образовательной организации под иные цели недопустимо. Сюда можно пожаловаться и на продажу запрещенных продуктов питания на территории школы. Сотрудниками Роспотребнадзора в последнее время составлено более 3000 протоколов об административных правонарушениях по вопросам организации питания в школах. Только за 2018 год школы заплатили 72 млн р. штрафов. Например, школы штрафовали за продажу чипсов, газировки, энергетиков и пр.

Ответственность школы за нарушение требований

По результатам проверки школу обяжут закрыть незаконно организованную торговую точку. Директору грозит отстранение от должности и крупный штраф.

На основании ч. 7 ст. 28 ФЗ-273 от 2012 года ответственность за жизнь и здоровье сотрудников и учащихся лежит на школе. Поэтому нарушение санитарно-эпидемиологических требований грозит школе санкциями по ст. 6.7 Кодекса об административных нарушениях. Размер штрафа составляет 3000-7000 р. для должностного лица и 30000-70000 р. – для юрлица.

Таким образом, деятельность магазинов на территории школ в большинстве случаев находится под запретом, так как на открытие торговой точки не дается разрешение со стороны собственника имущества в школах – муниципального образования. Существует также обширный перечень продуктов питания, которые находятся под запретом для продажи на территории школьного учреждения. Это, например, такая вредная еда, как чипсы, газировки, жевательная резинка и пр.

Екатерина Усова Юрист, практика по гражданским и семейным вопросам Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Программа курса ОПТ календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Программа «Общественно-полезный труд»

3-б класс (2012-2013 уч.г.)

Пояснительная записка

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.

Задачи:

Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.

Дать первоначальные представления о ведущей роли труда

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных.

4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

— развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Месяц

Мероприятия

Отметка о выполнении

Сентябрь

1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)

2. Уборка школьного двора

3. Практикум-дежурство по классу

4. Организация своего рабочего места (дома).

5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

6. Беседа «Каждой вещи свое место!»

7. Сбор листьев для гербария.

Октябрь

1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

3. Влажная уборка классной комнаты

4. Уход за комнатными растениями.

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения»

Ноябрь

1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

2. Изготовление кормушек

3. Сухая чистка одежды щеткой

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к «Дню матери»

8. Изготовление игрушек для детского сада;

Декабрь

1. Акция «Птицам — нашу заботу»

2. Мытье стен и дверей классной комнаты

3. Изготовление наглядного материала.

4. Изготовление елочных игрушек

5. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

6. Организация своего рабочего места (дома).

7. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

8. Беседа «Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»

Январь

1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

2. Посадка лука на зелень

3. Подкормка зимующих птиц

4. Организация своего рабочего места (дома).

5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

6. Операция «Книжка заболела»

7. Беседа «Мой друг — режим»,

Февраль

1. Изготовление учебных пособий

2. Уход за растениями.

3. Мелкий ремонт учебников и книг

4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к 23 февраля

8. Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Март

1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки

2. Влажная уборка классной комнаты

3. Пересадка и размножение комнатных растений

4. Организация своего рабочего места (дома).

5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

6. Открытки-самоделки «8 марта»

Апрель

1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

3. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

4. Посев цветочно-декоративных растений

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

Май

1. Уборка школьного двора

2. Уход за цветочно-декоративными растениями

3. Мелкий ремонт учебников и книг

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к 9 мая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *