Члены КФХ

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с ведением сельского хозяйства.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. статью 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • транспортировка (перевозка),
  • хранение,
  • реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) может быть также зарегистрировано в качестве ИП — Главы КФХ.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО «КФХ…») — аналогичны преимуществам ИП перед ООО, так как Глава КФХ — это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

    Мы можем оказать Вам услугу по разработке бизнес-плана фермерского хозяйства для банка или для получения субсидии, гранта, составить любую другую юридическую документацию.
    Обращайтесь к нам!

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом — должен удерживать у продавца — ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) — по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому — нелегально — оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение ПЯТИ лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять «упрощенку» — ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация — ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) — эта ситуация.

ЛПХ или КФХ?

В каждом из вариантов, естественно, есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП — Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Грант 1,5 млн.руб. по программе «Начинающий фермер»
Грант 5 млн.руб. по программе «Семейная животноводческая ферма»

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги, которые предусмотрены для предпринимателей, а также не ведет отчетность. При этом фермер, имеющий приусадебный участок, размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров), освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение — личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка, но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером — предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус — на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства — более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям — Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) – осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП — Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать — кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

— минимальный размер – 1 га;

— максимальный размер – 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

— минимальный – нет ограничений;

— максимальный общий размер – не ограничен;

— максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося на праве собственности – не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

— максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося у КФХ на ином праве — аренда, пользование паями и т.п.) – не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

ИП- Глава КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» «государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в размере не менее чем девяносто пять процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем девяносто пять процентов их фактических затрат».

Кроме того, государство оказывает имущественную поддержку КФХ в соответствие с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в форме передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Гражданам, изъявившим желание вести КФХ, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Налоговые льготы КФХ

Мы можем оказать Вам услугу по расчету сумм необходимых налогов, уплачиваемых фермерским хозяйством — ООО или ИП-Главой КФХ при разных системах налогообложения, составить требуемую документацию.
Обращайтесь к нам!

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

Мы можем оказать Вам услугу по заполнению форм заявлений, составить любую другую юридическую документацию.
Обращайтесь к нам!

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ
    .
    Обращайтесь к нам!

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь. Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на проведение консультации, на обратный звонок:

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция)

11 июня 2003 года N 74-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
  • Глава 2. Создание фермерского хозяйства
    • Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
    • Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
    • Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
  • Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
    • Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
    • Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
    • Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
  • Глава 5. Члены фермерского хозяйства
    • Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
    • Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
    • Статья 16. Глава фермерского хозяйства
    • Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
    • Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
  • Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства
    • Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
  • Глава 7. Объединения фермерских хозяйств
    • Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
  • Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства
    • Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
    • Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
  • Глава 9. Заключительные и переходные положения
    • Статья 23. Заключительные и переходные положения

Открыть полный текст документа

Какие налоги должны уплачивать члены крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — самозанятые физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя

Какие налоги должны уплачивать

члены крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ)-

самозанятые физические лица,

имеющие статус индивидуального предпринимателя

Внесены изменения в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2012 года), который позволяет гражданам заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица
на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с нормами действующего законодательства.

Уплата определенных налогов зависит от юридического статуса, наличия наемных работников, системы налогообложения.

Разберем подробно виды налогов, взносов и отчислений, которые уплачивают КФХ, зарегистрированные как самозанятые физические лица имеющие статус ИП. Как правило, сельхоз товаропроизводители применяют два налоговых режима: общий и Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Понятие

Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве дает определение: крестьянское (фермерское) хозяйство (фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

То есть, членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть не только родственники, но и люди, совместно осуществляющие ведение хозяйства.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Глава хозяйства, получивший свидетельство индивидуального предпринимателя (ИП), в течение 10 дней после государственной регистрации обязан подать заявление в налоговый орган по месту жительства о постановке на учет.

Для достижения результата, а также эффективного решения общих проблем путем объединения совместных усилий в практической деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства очень часто применяют такую форму договорных отношений с другими участниками хозяйства, как договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Создание и ликвидация простого товарищества происходят без государственной регистрации.

Договоры простого товарищества заключаются в соответствии с главой 55 ГК РФ, когда двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ)-

зарегистрированные как ИП,

не применяющие специальный налоговый режим.

Если крестьянское (фермерское) хозяйство не подало уведомление на применение специального режима налогообложения, то считается, что КФХ применяет общей режим налогообложения.

НДФЛ от доходов членов КФХ. Не облагаются НДФЛ доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельхозпродукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации хозяйства ( на основании п. 14 ст. 217 НК РФ).

По истечению 5 лет согласно НК РФ доходы, полученные от реализации сельхозпродукции, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В целях уменьшить размер подоходного налога необходимо воспользоваться положениями ст.221 НК РФ, которая позволяет применять профессиональные налоговые вычеты на:

— в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Это значит доходы, уменьшенные на сумму произведённых расходов.

— если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов.

Освобождаются от НДФЛ (на основании п.14.1 и п.14.2 статьи 217 НК РФ) суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде :

— грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой
фермы,

— субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Важно! Рекомендую вести отдельный учет по расходованию денег, поступивших в виде целевых субсидий, грантов и от обычной деятельности. Раздельный учет подтвердит целевое использование субсидии (гранта). Налог будет меньше при наличии отдельного учета целевых расходов. Если суммы по целевым субсидиям (грантам) потрачены не по целевому назначению, то расходы по ним налоговая инспекция не примет в качестве уменьшающих налоговую базу. Расчет по целевому использованию можно вести в тетрадке и отражать в Книге учета доходов и расходов (новая форма с 2013 года, утв. приказом Минфина России от 22.10.12 № 000н) за год. Также при необходимости отчитаться за полученные субсидии (грант) перед бюджетной организацией — подателем субсидии (гранта) не будет возникать проблем. Потому что велся отдельный учет по субсидиям (грантам).

Страховые взносы от доходов членов КФХ. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства (федеральный закон ст.14 п.2. )

Отчисления в Фонд Социального страхования. Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС России члены крестьянского (фермерского) хозяйства не платят (за исключением случаев добровольного вступления в отношения по данному виду страхования).

При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

С 1 января 2013 г. МРОТ составляет 5205 руб. (ст. 1 Закона N 82-ФЗ, Федеральный закон от 01.01.2001 N 232-ФЗ).

Тарифы страховых взносов в 2013 г. составляют (ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, п. п. 2.1, 2.2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ):

1) в бюджет ПФР — 26% из расчета удвоенного размера МРОТ (п. 1.1.ст.14 ФЗ ), из них:

— для физических лиц 1966 года рождения и старше — 26% (полностью на страховую часть трудовой пенсии);

— для физических лиц 1967 года рождения и моложе — 20% на страховую часть трудовой пенсии, 6% на накопительную часть трудовой пенсии;

2) в бюджет ФФОМС из расчета МРОТ — 5,1%.

Таким образом, для самозанятых лиц суммы страховых взносов, которые нужно уплатить в 2013 г., составляют:

— в бюджет ПФР -,2 руб. (2 x 5205 руб. x 26% x 12), из них:

а) для физических лиц 1966 года рождения и старше -,2 руб. полностью на страховую часть трудовой пенсии;

б) для застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе:

24 984 руб. (2 x 5205 руб. x 20% x 12) — на страховую часть трудовой пенсии;

7495,2 руб. (2 x 5205 руб. x 6% x 12) — на накопительную часть трудовой пенсии;

— в бюджет ФФОМС — 3185,46 руб. (5205 руб. x 5,1% x 12).

Общий размер страховых взносов в бюджеты ПФР и ФФОМС в 2013 г. составляет,66 руб. ,2 руб. + 3185,46 руб.).

Страховые взносы за себя самозанятые лица должны перечислить в бюджеты ПФР и ФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Отчисления в Фонд Социального страхования на членов КФХ

Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС России члены крестьянского (фермерского) хозяйства не платят (за исключением случаев добровольного вступления в отношения по данному виду страхования).

Добровольное страхование – это возможность для члена крестьянского (фермерского) хозяйства получить больничные, декретные, детские пособия и социальное пособие на погребение в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.01.01 г. (ред. от 01.01.2001) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» через свою зарегистрированную организацию КФХ.

В соответствии с Законом № 000 — ФЗ добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством могут члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Они приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай. Добровольно вступить в указанные правоотношения можно путем подачи заявления в территориальный орган страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) по месту жительства.

На основании 255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 490 руб. 79 коп.

3) единовременное пособие при рождении ребенкаруб. 61 коп.

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком ( минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет — 2 453 руб. 93 коп.; минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми до достижения им (или) возраста полутора лет — 4 907 руб. 85 коп.);

5) социальное пособие на погребение.

Внимание! Если КФХ добровольно вступит в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то вышеперечисленные пособия членам КФХ будут возмещаться органом ФСС по минимальному размеру из расчета МРОТ через расчетный счет КФХ.

Если вероятность возникновения страхового случая минимальная, то выгоднее получать социальное пособие непосредственно в органах защиты населения по месту жительства (ОСЗН) и не платить взносы в ФСС.

Единственное, что не оплачивается через органы соц. обеспечения — это пособие по временной нетрудоспособности. Больничные членам КФХ рассчитываются в 2013 году по формуле: (МРОТ*24/730) * дни. Это значит, что пособие будет минимальным. Выгоднее не вступать в добровольные правоотношения по ФСС и не оплачивать ежемесячные взносы.

Земельный налог. Местный налог. Ставки налога определяются местными органами власти с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Не платят налог граждане, впервые образующие КФХ, в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка.

Налог на имущество физических лиц. Налог уплачивается собственниками имущества.

Транспортный налог. Не облагается транспортным налогом ст.358 п.2 пп5 тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Другие транспортные средства (неперечисленные в пп.5п.2 ст358 НК РФ) облагаются в обычном порядке при наличие объекта налогообложения.

Водный налог.

Не облагается налогом забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта (письмо Минфина России от 01.01.2001 N /12).

Облагается водным налогом (ст 333.9 п.1): забор воды из водных объектов, за исключением:

Не облагается водным налогом: забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан (ст. 333.9 п.2 пп 13 НК РФ).

НДС.

На основании ст. 164 п.2. пп1 и пп.5 налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яйца и яйцепродуктов и т. д.

Право на освобождение от платы НДС предоставляется на основании ст145 НК РФ. Путем направления Уведомления в Налоговый орган и приложением необходимых документов.

Условия от освобождения налога НДС: если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Следующие налоги и сборы не имеют особенностей в отношении к сельхоз товаропроизводителям: ЕНВД(при наличии объекта налогообложения), акцизы, плата за загрязнение окружающей природной среды, государственная пошлина, таможенная пошлина, лицензионные сборы.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ)-

зарегистрированные как ИП

применяющие специальный налоговый режим ЕСХН.

Единый сельскохозяйственный налог

Самый распространенной системой налогообложения для сельхоз товаропроизводителей является Единый сельскохозяйственный налог глава 26.1 НК РФ. Перейти на указанную систему налогообложения имеет право не только юридическое лицо, но и Индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением некоторых случаев).

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка 6%.

Страховые взносы на членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Страховые взносы для членов крестьянского-фермерского хозяйства уплачиваются по КФХ, имеющий статус юридического лица приравнивается к индивидуальным предпринимателям. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства (федеральный закон ст.14 п.2. )

Отчисления в Фонд Социального страхования. Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС России члены крестьянского (фермерского) хозяйства не платят (за исключением случаев добровольного вступления в отношения по данному виду страхования).

Земельный налог. Местный налог. Ставки налога определяются местными органами власти с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Исчисляют сумму земельного налога налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно по истечении налогового периода, т. е. по истечении календарного года, согласно п. 1 ст. 393 НК РФ, п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ.

Транспортный налог. Не облагается транспортным налогом ст.358 п.2 пп5 тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Другие транспортные средства (неперечисленные в пп.5п.2 ст358 НК РФ) облагаются в обычном порядке при наличие объекта налогообложения.

Водный налог. Не облагается налогом забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта (письмо Минфина России от 01.01.2001 N /12).

Облагается водным налогом (ст 333.9 п.1): забор воды из водных объектов, за исключением:

Не облагается водным налогом: забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан (ст. 333.9 п.2 пп 13 НК РФ).

Следующие налоги и сборы не имеют особенностей в отношении к сельхоз товаропроизводителям: ЕНВД (при наличии объекта налогообложения), акцизы, плата за загрязнение окружающей природной среды, государственная пошлина, таможенная пошлина, лицензионные сборы.

Налоги и взносы по наемным работникам КФХ,

Зарегистрированных в качестве ИП

применяющие общий режим налогообложения или ЕСХН

Оплата страховых взносов в пенсионный фонд, фонд соц. страха, ФОМС, налог НДФЛ с заработной платы наемных работников у самозанятых лиц (индивидуальных предпринимателей) КФХ такое же как у юридического лица КФХ.

Страховые взносы по наемным работникам. В течение переходного периода ( 2013, 2014 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов согласно закона ст. 58

п.1 для сельскохозяйственных товаропроизводителей, по критериям численность менее 300 человек, не менее 70% доля реализации с/х продукции.

п.2 для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог

Наименование │ 2годы

Пенсионный фонд РФ 21,0 процента

Фонд социального страхования (ФСС) РФ 2,4 процента

Федеральный фонд обязательного

Медицинского страхования (ФОМС) 3,7 процента.

НДФЛ по наемным работникам. Начисляются, оплачиваются согласно Гл. 25 НК РФ. Сельхоз товаропроизводитель имеет льготу: по выплате части заработной платы наемным работникам натуральной оплатой (своей продукцией) (не более 20% от начисленной зар. платы, в размере до 4300 руб.) не облагать указанную выплату НДФЛ ( на основании п.43 ст.217 НК РФ).

Материал подготовлен главным экспертом по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *