Безакцизный табак

Ответственность за продажу сигарет без акциза

Привлечение к уголовной ответственности

В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:

  • Штрафные санкции в размере от 400 до 800 тысяч рублей.
  • Принудительные социальные работы (на период до 5 лет).
  • Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 1-3 года.
  • Штраф в размере 1 млн руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 6 лет.

При нарушении акцизного законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.

К ответственности привлекаются граждане, совершившие торговлю табачной продукцией без акциза в крупном размере (свыше 100 тыс. руб.):

  • Штраф до 500 тыс. руб. (или в размере дохода за 24 месяца).
  • Принудительные социальные работы до 3 лет.
  • Штраф в объеме до 120 тыс. руб. (или в размере дохода за 6 месяцев) с последующим тюремным заключением на срок до 3 лет.

Штраф за продажу сигарет без акциза и законодательные санкции зависят от объема изъятой продукции. Определяется крупный размер нелегальной продукции (в размере более 100 тыс. руб.) и особо крупный (в объеме 1 млн руб. и более).

Административная ответственность

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.

За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:

  • К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
  • Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией товара (применяется к должностным лицам).
  • Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).

За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:

  • К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
  • К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
  • К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.

За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара.

В итоге

Табачный бизнес – прибыльный и популярный вид деятельности. Однако эта продукция подлежит обязательной маркировке. В противном случае правонарушителя ждут немалые штрафные санкции вплоть до лишения свободы.

С каждым годом санкции за торговлю контрабандным табаком ужесточаются. Такие меры позволяют уберечь потребителей от вреда, который может причинить контрафактный товар, и уменьшить развитие теневого рынка по распространению и сбыту немаркированной табачной продукции.

Правительство предлагает ввести акцизы на вейпы, кальяны и электронные сигареты, так как этот рынок до сих пор не регулируется законодательно. Сейчас некоторые стандарты определены только для нагреваемого табака и жидкостей для систем электронной доставки никотина.

Маловероятно, что дополнительные акцизы помогут пополнить бюджет, считает главный редактор издательства «Русский табак» Максим Королев: «Вероятность того, что это будет рабочая мера, невысока. Это простые нагревательные приборы, гаджеты, которые легко собираются самими пользователями, их будут везти по частям, и никто никакого акциза платить не будет, то же самое касается кальянов. Вряд ли система будет работать, по крайней мере, в том виде, в котором она объявлена. Это очень странно — облагать акцизом железки или в случае с кальяном стекляшки. С никотином все гораздо логичнее, в этом была какая-то прогнозируемая по сборам система, и главное — она легко администрировалась. Как будут облагаться налогом батарейки к вейпам, совершенно непонятно.

Сама по себе идея выглядит как очередная пиар-акция: мы заботимся о пополнении бюджета, а как это сделать, толком не знаем».

Новые акцизы — хорошая мера, но недостаточная. Кальяны и вейпы на территории России необходимо вовсе запретить, считает глава ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов: «Все вредные продукты в принципе надо регулировать. Вейпы и кальяны не приносят пользу. Можно спорить о том, более они или менее вредные, чем сигареты, но однозначно можно сказать, что они подрывают здоровье. В идеале, конечно, надо вообще запретить оборот этих изделий на территории страны, потому что они никому не нужны, кроме производителей, которые заработают на этом огромные деньги. Наше же общество получит долю населения, имеющую жесткую зависимость от никотина, к которой приводит вейп. Людей вводят в заблуждение относительно того, что этот наркотик потребляется довольно безопасным способом. Истинные последствия мы узнаем лет через 10-15».

В случае если акцизы все-таки введут, с российского рынка может уйти до половины российских производителей кальянов, считает руководитель компании по производству табака Андрей Денисов: «Компаниям невыгодно работать себе в убыток. Все зависит от того, как этот закон будет выглядеть. Например, когда ввели акциз на алкоголь, на рюмки он не распространялся. Тогда почему с кальяном должно быть иначе? Я думаю, в последующих слушаниях эту инициативу не одобрят».

Ранее представители проекта «Трезвая Россия» внесли предложение взимать экологический сбор с производителей сигарет, хотя бы по 5 руб. с пачки. Предложение поддержали в Минздраве. По данным ведомства, в мире ежегодно на окурки приходится 680 млн т мусора.

Кирилл Абакумов

smokehookah

Как известно, весь иностранный табак для кальяна, который продается в России может быть либо официально импортированным, либо контрабандным. Главная отличительная особенность первого — наличие на банках и упаковках акцизных марок. Кроме того, упаковка акцизного табака выполнена в соответствии с установленным техрегламентом на табачную продукцию (Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2008 г N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»), что прежде всего заметно по надписями о вреде курения. Также, табак в упаковках более 500г к ввозу запрещен (Al Fakher официально ввозят только по 50 и 250г), поэтому все полукилограммовые и килограммовые банки Аль Фахера это заведомо безакциз.
Для потребителя значительной разницы что курить — акциз или безакциз нет. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что вероятность нарваться на некачественный табак гораздо выше при покупке безакциза, т.к. пути его попадания в Россию и условия хранения в дороге порой туманны, в отличие от акциза, с которым все более-менее понятно. Существенная разница в цене — безакциз в два раза дешевле акцизного табака, т.к. сумма таможенных пошлин и акцизов в себестоимости табака порядка 70%.
А вот для продавцов табака — как оптовых и розничных, так и для кафе, ресторанов, клубов и т.д., где подается кальян, последствия реализации безакцизного табака колоссальны.
Ответственность определяется, во-первых, КоАП, а именно:
Статья 15.12. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
1. Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Административная ответственность наступает при реализации табака в небольших объемах. Однако Уголовный Кодекс РФ также содержит аналогичную статью, влекущую, однако, уже уголовную ответственность
Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции
1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) утратил силу.
в) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Определение того, что является крупным и особо крупным размером дает статья 169 УК РФ.
«В статьях настоящей главы, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185 — 185.6, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.»
Общественный рейтинг табаков для кальяна: Htreviews.org
Мои отзывы на 400+ табаков
Мой инстаграм:
Мой Ютюб:
Мой он-лайн магазин кальянов Шишахаб: Shishahub.ru
Мои офф-лайн магазины кальянов Алибаба: Alibaba-online.ru
Мои отчеты о посещении стран мира: Alexeyvaev.ru
✌️

Россияне, в связи с последним разговором об ужесточении мер за продажу нелегальных табачных изделий в РФ, поинтересовались, какая уголовная ответственность грозит людям, торгующим безакцизными сигаретами в 2020 году. Согласно действующему законодательству Российской Федерации возможно не только изъятие товара, но и уплата определённого штрафа, который будет назначен судом в зависимости от ситуации.

К каким видам уголовной ответственности могут привлечь за торговлю нелегальным табаком

Если человека, торгующего нелегальными табачными изделиями, поймают на том, что его товар не имеет акцизу, то его могут привлечь к различным видам уголовной или административной ответственности. Таким образом, согласно действующему законодательству, торговец или группа лиц, продавшая нелегальный товар в особо крупном размере будет привлечена к уголовной ответственности. В данном случае предусматриваются наказания в виде штрафов:

  • санкции на сумму от 400 до 800 тыс. рублей;
  • изъятие дохода преступника, который был получен за срок от 1 до 3 лет;
  • выплата 1 млн рублей (что, согласно законодательству, является условным предпринимательским доходом за 5 лет), а также срок лишения свободы до 6 лет.

В том случае, если человек не может выплатить штраф — его могут принудить социальным и исправительным работам на срок до 5 лет. Известно, что в случае совершения торговых сделок нелегальными табачными изделиями на сумму более 100 тыс. рублей предусматриваются более мягкие наказания. Штраф будет оцениваться в зависимости от того, какой объём товара без акцизы был изъят сотрудниками правоохранительных органов.

Административная ответственность за продажу безакцизных табачных изделий

Привлечение к административной ответственности наступает в том случае, если была совершена торговля немаркированной продукцией в малых объёмах. Согласно действующему законодательству, штрафы назначаются в зависимости от того, каким лицом продавался нелегальный табак:

  • гражданскому лицу назначается штраф в сумме от 4 до 5 тыс. рублей;
  • должностному лицу назначается штраф в сумме от 10 до 15 тыс. рублей;
  • юридическому лицу назначается штраф в сумме от 200 до 300 тыс. рублей.

Помимо введения штрафов предполагается, что сотрудники правоохранительных органов полностью изымут контрабанду у торговца. В Российской Федерации внимательно следят за тем, чтобы вся табачная продукция была маркированной, так как данный бизнес является прибыльным и популярным видом деятельности, благодаря которому государство получает немалые средства в собственный бюджет. По этой причине, с каждым годом в России пытаются ужесточить меры наказания за то, что кто-то торгует контрафактным товаром, так как этот человек забирает немало денег у страны.

В Санкт-Петербурге арестовали фирму, торговавшую нелегальным табаком возле школы

10 января 2020 года в Санкт-Петербурге была оштрафована сеть продуктовых магазинов ООО «Лиман», которая располагалась рядом с образовательным учреждением. Сообщается, что расстояние от школы до ларьков, торговавших безакцизными табачными изделиями, составляет меньше 100 метров, что послужило начальным поводом для проведения проверки.

В результате расследования было возбуждено дело, согласно которому, сотрудники магазина привлечены к административному наказанию в виде штрафа. Он составляет 8 тыс. рублей. Примечательно, что в 2020 году в России активизировались правоохранительные органы с целью ограничить продажи снюса.

В 2020 году за нелегальные сигареты возьмутся всерьез

Фото .com

Рост рынка нелегальных сигарет требует противодействия федеральной власти и введения особых мер отметили участники круглого стола в Госдуме 19 декабря. Например, в 2020 году в России могут ввести минимальную цену за пачку сигарет – 90 рублей. По мнению депутатов Госдумы, эта мера поможет остановить распространение нелегальных табачных изделий, которые наносят вред не только здоровью населения, но и бюджету страны. Какие еще законодательные меры помогут решить эту проблему, депутаты и эксперты обсудили на круглом столе Комитета по экономической политике ГД РФ.

«Если в начале 2019 года эксперты говорили нам о том, что из-за распространения нелегальной табачной продукции бюджет России недополучает 60 млрд рублей, то в конце 2019 года оценка еще серьезнее – недополученные доходы оцениваются уже в 100 млрд рублей», – заявил в начале заседания Эдуард Воронцов, исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности.

Его доклад (есть в распоряжении «НГ») обозначил главную экономическую проблему. Торговля нелегальными сигаретами не просто лишает бюджет доходов: «черный» и «серый» рынок в этой сфере с каждым годом становится все весомее. Главный фактор – нелегальные сигареты существенно дешевле. Часто они стоят менее 62 рубля — минимальной налоговой составляющей, которая включает акциз и НДС. Основной поток нелегальной табачной продукции, между тем, идет из стран, которые Россия считает своими ближайшими партнерами. Речь о государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Воронцов ссылался на исследования международных агентств Kantar TNS и Nielsen, которые ежегодно отслеживают российский оборот нелегального табака. По этим данным, с 2017-го его доля на отечественном рынке росла более чем на 2% в год. В 1 квартале 2019-го, согласно Kantar, она составила 10,3%. В 3 квартале, согласно Nielsen – уже более 15%. Больше половины от этого объема (55%) приходится на нелегальный табак, произведенный в странах ЕАЭС.

В приграничных с ЕАЭС районах России процент нелегальных сигарет еще выше: 26,5% в республиках Северного Кавказа, 23,5% – на границе с Белоруссией и Украиной.

Проблема связана далеко не только с тем, что в странах ЕАЭС сохраняется сравнительно высокий уровень нелегального производства сигарет. Основа потоков в Россию нелегальной продукции из стран ЕАЭС – легально произведенные в этих странах сигареты на экспорт, но завозятся они в Россию и реализуются в нашей стране без уплаты российских акцизов – т.е. нелегально. Основной экономический эффект дает различие в ставках акциза, которые в России выше. В итоге цена легальных и нелегальных сигарет в России сегодня различается в 3 раза. Самые дешевые на отечественном рынке – нелегальные белорусские и армянские сигареты.

Важно отметить, что рост нелегального рынка табака означает не только потери федерального бюджета, но и стимулирование незаконной конкуренции. По оценкам Ассоциации малоформатной торговли, представленным Владленом Максимовым, от масштабной торговли нелегальными сигаретами, добросовестный малый и средний бизнес — небольшие магазины у дома, — недополучают не менее 10 миллиардов рублей в год.

Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения, подчеркнула тот факт, что нелегальная торговля стимулирует рост подросткового курения. Общественный совет смог добиться существенного снижения продажи табачной продукции несовершеннолетним к 2015 году. Однако, начиная с 2016 года, после скачкообразного роста акцизов на сигареты, в большинстве приграничных регионов фиксируется рост доступности нелегально ввезенных сигарет для подростков. Так, в среднем по России, продать сигареты подросткам даже без запроса документов готовы 8 из 10 торговых точек, реализующих нелегальные сигареты. По инициативе Совета Роспотребнадзором проводятся рейды по точкам продаж нелегальной продукции, но нередко привлечению к ответственности мешает недостаточное взаимодействие между правоохранителями.

Сигареты не уедут

Председатель круглого стола Дмитрий Сазонов, зампред комитета по экономической политике Госдумы РФ, предложил прояснить те меры, которые позволят переломить ситуацию, и кто должен их вводить?

Ведомство, которое является регулятором табачной отрасли и координирует борьбу с нелегальными сигаретами со стороны государства, – это Министерство сельского хозяйства. Впрочем, основная дискуссия шла между представителями экономических ведомств, бизнеса и «силовиками»: МВД и Федеральной таможенной службы.

Для борьбы с нелегальным табаком нужны новые жесткие меры, настаивал Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия. Он представил обзор инициатив, которые уже внесены депутатами в Госдуму в виде проектов законов или пока рассматриваются в органах исполнительной власти

Среди них: кратное повышение административных штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение уголовной ответственности за незаконное перемещение табачной продукции через границу РФ с государствами-членами ЕАЭС, обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции и оборудования, на котором она производилась, введение для физлиц лимита на перемещение немаркированных сигарет по территории России (подобные лимиты уже установлены в российском законодательстве для алкогольной продукции). Это, по мнению Груздева, должно решить одну из важнейших проблем «черного» табачного рынка: нехватку у контролирующих и правоохранительных органов инструментария для эффективной борьбы с потоком нелегальных сигарет. По словам целого ряда участников круглого стола, у российских полицейских недостаточно полномочий, и они вынуждены отпускать грузовики груженные сигаретами без маркировок, так как нет ответственности за пересечение российской границы с грузом немаркированных сигарет и нет лимита для физлиц на перевозку немаркированных сигарет. А штрафовать можно только тех, кто ведет непосредственную торговлю такими товарами.

Оперуполномоченный МВД по особо важным делам Евгений Петухов объяснял ситуацию с фурами с процессуальной точки зрения. «В таких случаях невозможно доказать злого умысла», – говорил он. Сергей Катасонов, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, отметил что сотрудники МВД останавливают и штрафуют другие фуры – с нелегальным алкоголем. Меры против перевозки немаркированных спиртных напитков уже прописаны в статье 26 федерального закона (ФЗ) номер 171, утверждал депутат. По его мнению, такой же закон нужен и против транспортировки нелегальных сигарет.

Кроме того, необходимо дать силовым ведомствам более широкие возможности по уничтожению нелегальных сигарет, выразили уверенность участники круглого стола. С этим согласился и замначальника отдела Федеральной таможенной службы Алексей Журавлев. По его словам, склады уже заполнены нелегальной табачной продукцией, но у них нет права на уничтожение.

Цена вопроса

В предварительную программу рассмотрения Госдумы на начало 2020 года уже внесен законопроект, который предлагает ввести единую минимальную цену на сигареты, напомнил Катасонов. Поправки в ФЗ-15 должны привести к тому, что любые сигареты в России не смогут в 2020 году продаваться дешевле 86,3 рублей. Такую меру стоит вводить вместе с комплексом других изменений прокомментировала инициативу Наталья Исаева, заместитель контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы РФ. «Вводить единую минимальную цену стоит после того, как будут приняты другие легальные меры, которые не затрагивают конечного пользователя табачной продукции. Например, ужесточение таможенного контроля и расширения полномочий правоохранительных органов по препятствованию транспортировки, – заявила она. – К единой минимальной цене, учитывая нынешние доходы населения, – нужно подходить осторожно».

По мнению Константина Райнота, представителя компании Philip Morris, у Роспотребнадзора, который контролирует оборот табачной продукции, не хватает ресурсов для борьбы с «черным» рынком. В итоге около половины жалоб на нелегальную торговлю игнорируется. А торговые точки с дешевыми нелегальными сигаретами вытесняют с рынка тех, кто продает эти товары легально.

Но и в ЕАЭС стремятся гармонизировать свое акцизное законодательство с российским. Начальник отдела акцизов Минфина Светлана Базанова сообщила о предстоящем подписании правительствами стран-членов ЕАЭС соглашения о гармонизации налоговой политики по акцизам на табачную продукцию, которое поможет борьбе с нелегальным табаком. Для того, чтобы остановить дальнейший рост нелегального рынка, необходимо принятие комплекса мер и как можно скорее. Судя по обмену мнениями, депутаты и представители исполнительной власти ожидают активизации работы против нелегальных сигарет в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *