Бесплатная юридическая помощь закон

Кто имеет право на бесплатную юридическую помощь? Рассуждения о законе № 324 ФЗ от 21.11.2011 года

Предисловие

Здравствуйте, уважаемые читатели публикации! Давайте сегодня поговорим об интересном, на мой взгляд, вопросе. О бесплатной юридической помощи в рамках федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Не буду обсуждать здесь этот закон в полном объеме. С ним можно ознакомиться на просторах Интернета. Давайте вкратце немного поговорим о тех, кто имеет право на указанную услугу, кто ее оказывает и поделюсь своими соображениями на этот счет. Начнем с того, кто же имеет право ее получать? Итак, приступим.

Кто имеет право на бесплатную юридическую помощь

Согласно ст. 20 данного закона, это следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей…

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан…

Это далеко не полный перечень. Смысла полностью перечислять всех не вижу.

А теперь о видах бесплатной юридической помощи, которая оказывается:

Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Как это выглядит, поговорим ниже.

Теперь хотелось бы немного поговорить о бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

О бесплатной помощи в уголовном судопроизводстве

Ст. 3 п. 2 данного закона говорит нам о том, что отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством. Итак, смотрим, что же нам говорит УПК РФ.

На основании статья 50 часть 5 УПК РФ в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. В уголовном процессе имеет право оказывать юридическую помощь только профессиональный адвокат. В случае, если человек заявил, что у него нет денег, то ему назначается адвокат за счет средств федерального бюджета. Эти выплаты относятся к процессуальным издержкам.

А теперь, внимание! Приз в студию! На основании ч. 1 ст. 132 УПК РФ процессуальные издержки суд вправе взыскать с осужденного процессуальные издержки. И частенько взыскивает! Вот и получается, так ли она бесплатна, эта помощь, и в таком ли объеме, в каком она продекларирована обсуждаемым законом?

Каким образом бесплатная помощь оказывается адвокатами

Не буду останавливаться на всех субъектах, которые оказывают бесплатную юридическую помощь. Коснусь только нашего брата-адвоката. За оказание бесплатной юридической помощи адвокатам выплачиваются денежные средства из федерального бюджета. То есть адвокат за работу все равно получает деньги, ибо бесплатной работы нет и быть не может. Для оказания данной помощи адвокат должен дать свое согласие на ее оказание, и он будет включен в члены государственной системы бесплатной юридической помощи.

Рассуждения автора

А вот теперь, уважаемые читатели, давайте порассуждаем над тем, о чем я говорил выше. С ветеранами и инвалидами ситуация понятна. Предъявил удостоверение, либо свидетельство – и все! А вот понадобилась человеку с малым доходом простая устная юридическая консультация. Для того чтобы получить ее бесплатно, он должен собрать кучу бумаг! Справку о составе семьи, справку о доходах, всевозможные справки о том, что он малоимущий и т. д. и т. п. Иначе ему не окажут помощь бесплатно. Да он больше времени потратит на сбор этих справок!

Некоторые из моих коллег всегда могут войти в положение человека. Даже если и ему есть чем заплатить, за два слова у меня, допустим, язык не поворачивается говорить об оплате. Либо если результат консультации неутешителен для человека, я тоже денег за консультацию не беру. Но ведь есть и противоположные примеры! Вот и выходит, что прежде, чем получить бесплатную консультацию, человек должен потратить уйму времени и нервов. Вот такая вот она, бесплатная помощь.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 2

1) в статье 150:

а) подпункт 12 дополнить словами «, а также судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

б) дополнить подпунктами 20 — 22 следующего содержания:

«20) гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В случае непредставления документа, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, предусмотренный настоящим подпунктом ввоз гражданских воздушных судов освобождается от налогообложения при представлении в таможенный орган обязательства налогоплательщика по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, представить в течение 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации в таможенный орган документ, указанный в абзаце первом настоящего подпункта.

В случае, если по истечении срока, установленного абзацем вторым настоящего подпункта, налогоплательщик, представивший в таможенный орган обязательство налогоплательщика, указанное в абзаце втором настоящего подпункта, не представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, уплачивается этим налогоплательщиком не позднее дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, освобождение от уплаты которой при ввозе гражданского воздушного судна предусмотрено настоящим подпунктом, подлежит уплате налогоплательщиком, представившим в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в день исключения данных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации. Положения настоящего абзаца не распространяются на исключение данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);

реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.

В целях контроля за соблюдением требований, установленных настоящим подпунктом, для применения освобождения от уплаты налога при ввозе гражданских воздушных судов на территорию Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах и о причинах исключения этих данных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела;

21) гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, при условии представления в таможенный орган копии свидетельства (сертификата) о регистрации гражданского воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, которым в соответствии с международным договором Российской Федерации переданы Российской Федерации полностью или частично функции и обязанности государства регистрации.

При исключении данных о гражданском воздушном судне из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства, которым в соответствии с международным договором Российской Федерации переданы Российской Федерации полностью или частично функции и обязанности государства регистрации, сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, освобождение от уплаты которой при ввозе гражданского воздушного судна предусмотрено настоящим подпунктом, подлежит уплате налогоплательщиком, представившим в таможенный орган копию свидетельства (сертификата) о регистрации гражданского воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, которым в соответствии с международным договором Российской Федерации переданы Российской Федерации полностью или частично функции и обязанности государства регистрации, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в день исключения данных из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства, которым в соответствии с международным договором Российской Федерации переданы Российской Федерации полностью или частично функции и обязанности государства регистрации. Положения настоящего абзаца не распространяются на исключение данных о гражданском воздушном судне из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства, которым в соответствии с международным договором Российской Федерации переданы Российской Федерации полностью или частично функции и обязанности государства регистрации, в следующих случаях:

представление в таможенный орган свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства).

В целях контроля за соблюдением требований, установленных настоящим подпунктом, для применения освобождения от уплаты налога при ввозе гражданских воздушных судов на территорию Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в федеральную государственную информационную систему «Реестр эксплуатантов и воздушных судов», а также сведения об изменении (исключении) данных о гражданских воздушных судах и о причинах изменения (исключения) этих данных в федеральной государственной информационной системе «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела;

22) авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки, создания и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенный орган документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, по форме и в порядке, которые установлены указанным федеральным органом исполнительной власти.»;

2) в статье 161:

а) в пункте 6:

абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

«6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно (гражданское воздушное судно) по истечении 90 календарных дней со дня передачи судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику).»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и о причинах исключения этих данных. Состав и порядок направления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

б) дополнить пунктами 6.1 и 6.2 следующего содержания:

«6.1. В случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на правоотношения, предусмотренные подпунктом 20 статьи 150 настоящего Кодекса.

6.2. При исключении данных о гражданском воздушном судне, реализованном на территории Российской Федерации, из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость гражданского воздушного судна, по которой оно было реализовано, или как стоимость работ (услуг) по строительству этого гражданского воздушного судна.

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится гражданское воздушное судно на дату исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на следующие случаи исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);

реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.»;

3) пункт 1 статьи 164 дополнить подпунктами 15 — 17 следующего содержания:

«15) гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

16) авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

17) услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.»;

4) в статье 165:

а) в подпункте 1 пункта 13 слова «45 календарных» заменить словами «90 календарных»;

б) дополнить пунктами 15.1 — 15.3 следующего содержания:

«15.1. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 15 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на реализацию гражданского воздушного судна либо на выполнение работ (оказание услуг) по строительству гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации (зарегистрированного) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, заключенный налогоплательщиком, реализующим это гражданское воздушное судно, с покупателем или заключенный налогоплательщиком, выполняющим работы (оказывающим услуги) по строительству гражданского воздушного судна и передающим его заказчику;

2) документы (копии документов), подтверждающие передачу гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации (зарегистрированного) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, налогоплательщиком покупателю (заказчику).

15.2. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 16 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на реализацию авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации гражданских воздушных судов;

2) документы (копии документов), подтверждающие целевое назначение товаров, выданные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке;

3) документы (копии документов), подтверждающие передачу авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации гражданских воздушных судов, налогоплательщиком покупателю.

15.3. При реализации услуг, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) договор аренды либо договор лизинга гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации (зарегистрированного) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, заключенный арендодателем (лизингодателем) с арендатором (лизингополучателем);

2) документ (копия документа), подтверждающий передачу арендодателем (лизингодателем) арендатору (лизингополучателю) гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации (зарегистрированного) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.»;

5) пункт 9.1 статьи 167 изложить в следующей редакции:

«9.1. В случаях, предусмотренных пунктами 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы налоговым агентом устанавливается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.»;

6) в абзаце первом пункта 3 статьи 171 слова «в пунктах 2, 3 и 6» заменить словами «в пунктах 2, 3, 6, 6.1 и 6.2»;

7) в пункте 1 статьи 251:

а) подпункт 33 после слова «зарегистрированных» дополнить словами «в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», или»;

б) подпункт 33.2 после слов «зарегистрированных» дополнить словами «в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», или»;

8) в пункте 1 статьи 333.33:

а) абзац первый подпункта 108 дополнить словами «, в Российском открытом реестре судов»;

б) абзац первый подпункта 109 дополнить словами «, в Российском открытом реестре судов»;

9) пункт 2 статьи 358 дополнить подпунктами 11 и 12 следующего содержания:

«11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».»;

10) пункт 4 статьи 374 дополнить подпунктами 9 и 10 следующего содержания:

«9) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

10) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».»;

11) в статье 427:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:

«16) для плательщиков, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов указанными плательщиками, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений.»;

б) пункт 2 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) для плательщиков, указанных в подпункте 16 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование устанавливаются в размере 0 процентов на период до 2027 года включительно.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

3. Положения подпункта 21 статьи 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются до 1 января 2023 года.

4. Положения пункта 6.2 статьи 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются в случае исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации данных о гражданском воздушном судне, операция по реализации которого на территории Российской Федерации осуществлена после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Бесплатный адвокат: кому это выгодно

Юридическая помощь нужна практически всем. Трудно найти человека, который бы не сталкивался с теми или иными проблемами правового характера. И это не зависит от толщины его кошелька. Однако в большинстве случаев уровень материального достатка отдельно взятого человека напрямую влияет на качество защиты и на степень ответственности перед законом.

Чтобы не случилось тотального неравенства в этом вопросе, государство взяло на себя дополнительные обязательства в отношении некоторых категорий лиц по предоставлению им безвозмездной правовой помощи.

Бесплатный адвокат в государственной системе юридической помощи

Говоря о бесплатном адвокате следует различать услуги адвоката, оказываемые бесплатно определенным категориям граждан адвокатами, включёнными в систему бесплатной юридической помощи, и услуги адвокатов по назначению. Государством предусмотрена деятельность целой системы безвозмездной юридической помощи. Бесплатный адвокат в этой системе играет ключевую роль, выполняя функцию оказания профессиональной юридической помощи. . Но не все адвокаты оказывают такую безвозмездную помощь, не во всех случаях и далеко не всем категориям лиц.

Во-первых, адвокат должен быть включен в систему бесплатной юридической помощи.

Во-вторых, существует перечень категорий лиц, которые могут рассчитывать на безвозмездную помощь. Согласно ст. 20 Федерального закона N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» таким правом обладают ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы, граждане, чей среднедушевой семейный доход ниже установленного прожиточного минимума в данном субъекте Федерации и некоторые другие категории граждан.

Если лицо проходит по уголовному делу в статусе подозреваемого или обвиняемого, бесплатный адвокат может быть назначен в качестве защитника. При этом следует иметь ввиду, что бесплатный адвокат в уголовном судопроизводстве или, как их нередко называют, «государственный адвокат» в действительности не всегда является бесплатным. Так, если у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) нет средств для заключения соглашения с адвокатом и он желает воспользоваться услугами защитника, участие адвоката обеспечивается по назначению следователя, дознавателя или суда. Платить за услуги адвоката по назначению сразу не надо. Однако, если в отношении подзащитного такого адвоката будет вынесен обвинительный приговор или дело будет прекращено по не реабилитирующим основаниям, суд в приговоре или решении о прекращении возлагает обязанность по возмещению государству расходов по оплате услуг адвоката на лицо, в отношении которого вынесен приговор (принято постановление о прекращении). То есть, услуги адвоката по назначению по сути являются зачастую не бесплатными, а возмездными, но с отсроченной во времени оплатой. К счастью для осуждённых, суды зачастую забывают принять решение об возложении на подсудимого обязанности по возмещению расходов по оплате услуг адвоката по назначению, в этом случае адвокат для подсудимого становится действительно бесплатным.

Помимо уголовного судопроизводства, услуги адвоката по назначению используются в гражданском и административном судопроизводстве при назначении адвоката ответчику, место жительства которого не известно, также при принятии решения о принудительном помещении в психиатрическое заведение при отсутствии у лица избранного им адвоката.

Кому положен бесплатный адвокат?

Не удивительно, что граждан в первую очередь интересует бесплатный адвокат, независимо от того, в каком судопроизводстве рассматривается дело.

Свое право без какой-либо платы воспользоваться услугами специалиста в области права в большинстве случаев используют малоимущие граждане, инвалиды I и II категории, а также подследственные. Дети, оказавшиеся в сложном социальном положении (инвалиды, сироты, оставшиеся без попечения родителей и т.д.), также нередко пользуются такими услугами.

Перечень категорий лиц довольно большой. С одной стороны, в социальном государстве так и должно быть – власть обязана опекать и беспокоиться о своих гражданах, поддерживая самых нуждающихся и тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. С другой стороны, раз оно проявляет заботу (что совершенно правильно), то такое бремя не должно ложиться целиком и полностью на плечи других людей – самих адвокатов.

Сколько получает бесплатный адвокат, или проблемы государства – проблемы самого народа

На данный момент базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката по назначению находится на очень низком уровне – 550 руб. в день (максимальная ставка составляет 2400 руб. при оказании услуг в праздничные дни).. Это значит, если такой высококвалифицированный специалист будет работать только по назначению, то его доход окажется ниже прожиточного минимума, установленного государством. При этом данная сумма не сопоставима с другими участниками судопроизводства – прокурорами, судьями.

Естественно, в таких условиях мотивация честно выполнять свои обязанности у бесплатного адвоката крайне низкая. Вот и приходится повышать стоимость своих услуг за счет гонорарных дел. Ситуация еще более усугубляется в небольших городах и поселках, где средний уровень дохода гораздо ниже, чем в городах-миллионниках.

В таких условиях бесплатному адвокату крайне сложно совместить профессиональный долг, этику и необходимостью прокормить свою семью в условиях мощного демотиватора – низкой ставки за оказанные услуги по назначению. Но клиент всегда ждет квалифицированной, своевременной помощи и защиты, поскольку в большинстве случаев бесплатный адвокат – последняя надежда доверителя.

Вот и получается, что государство, гарантируя безвозмездную помощь, делает это по сути за счет самих адвокатов. Рано или поздно это может негативным образом в глобальном масштабе повлиять на общую ситуацию в системе бесплатной юридической помощи и в частности — на судьбу конкретного человека.

Далеко не в самый лучший момент своей жизни человек, сталкиваясь с проблемной ситуацией, обращается к специалисту в области права. Даже если у него есть выбор — воспользоваться услугами бесплатного адвоката или заключить договор на оказание платных услуг, не стоит в первую очередь думать о «халяве» как о быстром и эффективном способе решить все проблемы. В любом случае, к кому бы человек ни обратился, необходимо выбирать высококвалифицированного уголовного адвоката с большим опытом работы по своему профилю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *