Белое солнце пустыни отзывы

KisTv

Год: 1970
Страна: СССР
Жанр: боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный
Продолжительность: 01: 20: 06
Формат: нет
Режиссер: Владимир Мотыль
В ролях: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Раиса Куркина, Николай Годовиков, Татьяна Федотова, Муса Дудаев, Николай Бадьев, Владимир Кадочников, Галина Лучай, Алла Лименес, Татьяна Кричевская, Яков Ленц, Татьяна Ткач, Александр Массарский, Игорь Милонов, Лидия Смирнова, Светлана Сливинская, Зинаида Рахматова, Татьяна Денисова, Велта Деглав, Ираклий Нижарадзе, Яков Базелян, Галина Дашевская, Галина Умпелева, Надежда Румянцева (голос Гюльчатай)…

Двадцатые годы прошлого века, Туркестан, гражданская война. «Классовые сражения на сегодняшний день в общем и целом завершены», и красноармеец Закаспийского интернационального революционного пролетарского имени товарища Августа Бебеля полка Федор Сухов возвращается на родину, к любезной жене Катерине Матвеевне. Он идет домой пешком через пустыню, направляясь к берегу Каспийского моря и по пути сочиняя письма жене. В дороге приключаются с Суховым разные истории: то местному аборигену Саиду надо помочь — выкопать из раскаленного песка, куда его бандит Джавдет по уши закопал, то взять на себя руководство гаремом некоего Черного Абдуллы, за бандой которого гоняется по пескам красный командир Рахимов. Абдулла решил уйти за границу, а гарем пустить в расход. Рахимов гарем отбил, Абдуллу упустил. Чтобы поймать Абдуллу, надо освободиться от забот о гареме. И Рахимов спихивает барышень на Сухова: тот должен довести женщин в целости и сохранности до Педжента…

Немало френд-ленты утекло с тех пор, когда последний раз я публиковал рецензии из серии «их взгляд на наши фильмы». Сегодня особый случай (впрочем, как всегда). Рецензент — молодой человек из Ирландии по имени Джек Л., он посмотрел фильм «Белое солнце пустыни». Перевод этого необычайно интересного отзыва я публикую с любезного разрешения автора. Надеюсь, что скоро и где-то будет опубликован мой обзор на тему «Русское кино и западный зритель».

Истерн – дело тонкое

Фильм «Белое солнце пустыни» на взгляд киномана из Ирландии

Автор рецензии: Джек Л. (с) Ирландия, июнь 2011 г.

Original English text here is — Оригинальный английский текст рецензии –

Перевод: А.С. – alek-morse

Чтобы отдохнуть от плохих голливудских боевиков я решил отрецензировать фильм весьма далёкий от подобного рода экшена.

«Белое солнце пустыни» — советский фильм, снятый в 1970 году Владимиром Мотылём.

Впоследствии эта картина стала одной из самых популярных в Советском Союзе, со временем превратившись в часть популярной культуры, таковой остаётся и на сегодня, даже через много лет после конца Советского Союза.

Моё знакомство с советскими фильмами этого периода ограничивалось некоторыми картинами Андрея Тарковского, одного из моих любимых режиссёров, настоящего интеллектуала, чьи фильмы так далеки от популизма.

Ещё в какой-то степени я знаком с немым советским кино, но, за исключением «Броненосца Потёмкина», оно меня скорее разочаровало.

Свои высокие надежды я возлагал на «Белое солнце», ведь в 1995 году он был признан лучшим русским фильмом, его даже демонстрируют российским космонавтам перед каждым стартом. Это классика – и этим всё сказано. Так же, как «Крёстный отец» — это классика американская, «Белое солнце пустыни» — классика русская. На этом всё сходство между двумя фильмами заканчивается…

Тем не менее, я не могу не задаться вопросом, почему этот фильм почти неизвестен за пределами России? Убеждён, что такой знаменитый фильм должен быть, по крайней мере, признан другими культурами, даже если зарубежные зрители его ещё не видели. Однако до сего дня я не читал ни одной рецензии на этот фильм, не встречал даже упоминания. Я, буквально говоря, просто наткнулся на него, купил и затем с удивлением прочитал, что это, оказывается, самый популярный русский фильм.

Этот фильм лучше всего описать как приключенческий. Он совершенно не похож на то, чем он мог быть, если бы его снимали в Голливуде. Это прямое и явственно русское кино, и именно поэтому оно слегка ускользает от вашего понимания. Меня преследовало чувство, что я пропускаю что-то, хотя я видел какой это потрясающий фильм и в конце концов мне он очень понравился, но я не мог не чувствовать, что всё время нечто ускользает от моего понимания. Но что именно – я не смог бы сформулировать даже за все сокровища мира.

Не удивительно, что действие фильма с названием «Белое солнце пустыни» происходит в пустыне. Нигде не упоминается, что это за пустыня, но, по всей вероятности, это то, что сегодня называется Туркменистаном. Место действия – один самых интересных аспектов фильма, так как делает картину уникальной в кинематографическом плане. Меня восхитило, как чётко на экране смотрятся песок и ясное голубое небо.

Большая часть фильма происходит в каком-то посёлке, — трудно сказать, деревня это или маленький городок, или нечто покрупнее, но впечатление оставляет сильное, — архитектура посреди пустыни завораживает: здания будто проросли сквозь песок. Есть в этом нечто восхитительно-иноземное, пришедшее из того времени, когда западная культура (в особенности американская культура) ещё не отфильтровала весь мир. Практически всё в этом фильме – постройки, пейзажи, одежда, оружие, отношения и т.д. – совершенно мне незнакомое, хотя и не сказать, что это меня как зрителя отчуждает, наоборот, есть в этом что-то сильно притягательно-интригующее, необычайно свежее.

В фильме рассказывается о красноармейце, которому поручено продвигать в этом регионе дело коммунизма, и, по всей видимости, он заслужил в армии большое уважение благодаря своим подвигам. Но теперь он демобилизован и после долгих лет хочет, наконец, очутиться дома. Он тоскует по жене, но что-то постоянно отвлекает его от дороги домой. Сухов (так его зовут) мысленно уже почти распрощался с пустыней и собирался уже шагать домой, как вдруг он оказывается опекуном девяти жён печально известного бандита по имени Абдулла. Он должен отвести их в деревню и дождаться помощи там, однако очень скоро эта затея превратиться в его самое опасное приключение.

На своём пути он встречает весьма колоритных персонажей, таких как Саид – бандит, поклявшийся отомстить за отца, Петруха – молодой солдат с мягким сердцем, Верещагин – таможенный офицер в деревне, он тоже возникает в сюжете, как и некоторые другие.

Однако, учитывая общее количество злодеев и бандитов, у главного героя очень мало шансов выполнить поставленную задачу – останется ли он в живых, увидит ли снова свою жену? Откажется ли он своей миссии, оставит ли на произвол судьбы девять жён? Готов ли он умереть за них? Вы всё узнаете, если посмотрите фильм, который я очень рекомендую!

Уверен, из всего сказано вы можете сделать логичный вывод, что это экшен – фильм приключенческого типа. Хотя, возможно, получился не такой экшен, как вы, наверное, ожидаете, если для вас более привычно голливудское кино, однако, на мой взгляд, фильм цепляет интересным соединением экшена, комедии, драмы и политики.

По сегодняшним меркам, этот экшен не очень-то активный, но держит действие относительно неплохо, если вы ничего не имеете против нереалистичности и иногда юмористичности «экшен» эпизодов. Это совсем не так уж плохо, некоторые из них просто промелькнули из-за того, что всё в них свершилось слишком быстро, и не хватало реализма. Например, такие дикие случаи, когда герои размахивали оружием, но при этом умудрялись попадать в своих врагов.

Несмотря на то, что в фильме много «экшена», это кино, тем не менее, удивительно русское – в нём, как я заметил, есть нечто сходное с работами Тарковского, например, неторопливость, хотя этот фильм, конечно, совсем не такой медлительный, как у Тарковского, однако с точки зрения современного любителя боевиков – фильм кажется медленным. Продолжая дальше сравнение с творчеством Тарковского, я должен упомянуть эпизоды снов, в которых на фоне пышной растительности главный герой видит себя и свою жену, а они, в свою очередь, смотрят на него. Если задуматься над этим, легко придти к идее, что типичные сцены снов в голливудских фильмах никогда не строятся подобным образом, но зато это сильно напоминает классические образы в фильмах Тарковского, скажем, «Зеркало».

На этом я заканчиваю сравнения с Тарковским, так как самое время перейти к оценке фильма на основе его собственных достоинств.

Должен признаться, что комедийное начало проявлялось в фильме несколько специфическим образом, поэтому мне трудно было что-либо уловить в этом плане. Возможно, из-за субтитров, которые в принципе не способны передавать юмор. Я заприметил несколько забавных эпизодов, но совсем не смеялся – всё скорее окрашено чёрным юмором, так как большая часть фильма наполнена яркой драмой и, можно сказать, трагедией.

Драматические сцены были хороши – благодаря им фильм и вышел таким потрясающим. Если бы эти эпизоды удались бы чуть меньше, фильм превратился бы в мешанину перестрелок, которые бы просто заполняли действие, но, слава богу, это не тот случай. Сцены смотрятся очень трогательно и сыграны хорошо всем актёрским составом. Мне особенно понравилась одна из главных тем – столкновение культур – советской идеологии и мусульманской традиции.

Наблюдая за событиями, происходящими вокруг девяти жён Абдуллы, начинаешь замечать, как много в фильме сосредоточено на огромной разнице между двумя культурами, имеющие такие разные взгляды на вопрос брака. Большинство жён почти никак не представлены на экране, в противном случае для раскрытия их характеров пришлось бы посвятить им львиную долю экранного времени, поэтому за исключением одной героини, все они остаются на заднем плане. Вот эта единственная по имени Гюльчитай выступает в качестве представителя остальных жён, и она же, получается, символизирует полигамный брак, что с точки зрения западного человека полный ужас. Я не буду вдаваться в подробности, так как это едва ли не один из основных аспектов фильма, но я, конечно, нашёл этот момент чрезвычайно интересным. Однако в итоге было продемонстрировано, что советские идеалы лучше, даже если герой лелеет мечту взять гарем к себе домой, при этом он всё же придерживается убеждения, что жена должна быть одна, как и то, что женщина тоже человек, и что нельзя относиться к ней как к чему-то, что на ступеньку ниже мужа.

Итак, главная сюжетная линия, борьба между бандитом, который хочет вернуть свой гарем, и бойцом Красной армии, который хочет освободить женщин, выражает конфликт, имевший место в то время в той части мира и вот таким образом.

Естественно, подобные сцены напоминают нам о том, что это советский фильм, который обязан содержать хоть немного пропаганды, но на удивление, это нисколько не мешало мне. Видимо, это связано с тем, что вместо проповеди коммунистических идеалов мусульманам, в фильме провоцируется дискуссия между персонажами, в результате фильм обзавёлся забавными ситуациями, а они наводят на интересные мысли.

Как я уже говорил, фильм содержит элементы комедии, но большей частью это элементы чёрной комедии, благодаря чему фильм предстаёт удивительно трагическим. Обычно такого рода фильмы наполнены большим количеством «экшен» сцен, включая перестрелки, где редко кого-либо убивают, тем более главных героев. Признаться, я не выношу такие приключенческие ленты, которые явно нацелены на подростковую аудиторию и в которых все стреляют, но никто не умирает, — по-моему, такие фильмы – досадное недоразумение. Если вы желаете пострелять в фильме, извольте показать последствия.

Этот фильм оказался, на удивление, зрелым и даже слегка шокирует тем, что изображает подобные вещи – это было весьма неожиданно.

На протяжении большей части этой рецензии я говорил об этом фильме как о боевике, приключенческом кино. На самом деле, это не совсем так – в нём много от вестерна, хотя действие происходит в Туркменистане. На мой взгляд, он явился ответом на откровенно патриотические, переполненные «экшеном» вестерны 1960-х годов, которые с большим успехом шли в США.

И каким бы странным это не показалось, учитывая, что я точно не коммунист, я, в самом деле, предпочёл бы этот фильм его американским аналогам. Конечно, в нём много явно заимствованных, широко-распространённых мотивов вестерна как жанра, но они, на мой взгляд, поданы гораздо интереснее, более того, этот фильм прошёл испытание временем намного лучше, чем многие другие вестерны.

Это любопытное сочетание между такой типично американской вещью как жанр вестерна и советской идеологией на первый взгляд кажется довольно странным, но вскоре привыкаешь и в результате получаешь огромное удовольствие от просмотра. Всё вышло намного лучше, чем я мог себе представить, конечно, не всё идеально, скажем, я сомневаюсь, что всё смог «уловить», так как какие-то вещи пролетели мимо меня вследствие моей «нерусскости», а в сочетании с некоторыми довольно глупыми перестрелками и довольно медленным темпом некоторые вещи казались довольно извилистыми для понимания. К прочему, несколько сцен, на мой взгляд, не стоили того, чтобы смотреть их без перемотки, словом, я постеснялся бы назвать этот фильм одним из величайших из когда-либо просмотренных мною. Тем не менее, я считаю, что это потрясающий фильм.

В общем, «Белое солнце пустыни» — превосходный фильм. Просто удивительно, как спустя столько лет он так хорошо смотрится, и весьма умеренно присутствует советская пропаганда. Я ожидал нечто совершенно иное и должен сказать, что я весьма рад, что всё обернулось не так, как я ожидал.

В сборник вошли крылатые фразы и цитаты из фильма «Белое солнце пустыни». Известный советский художественный фильм, вышел на экраны в 1970 году, снят на студий «Мосфильм» и «Ленфильм», режиссёр Владимир Мотыль. В картине рассказывается история о приключениях Фёдора Ивановича Сухова, красноармейца, в годы гражданской войны.

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство. Абдулла

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится? Гюльчатай

Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел… Верещагин

Ты что, не слыхал про Верещагина?! Дожил… Было время — в этих краях каждая собака меня знала, вот так держал! Сейчас забыли… Верещагин

Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю. Петруха

Верещагин! Уходи с баркаса! Сухов

Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул. Письма

Эт точно! Сухов

Абдулла, руки-то опусти. Сухов

Эй, хозяин! Прикурить есть? Сухов

Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной? Сухов

Восток — дело тонкое. Сухов

Так как с Джавдетом, может помочь? Сухов

Вроде крадётся кто!… Петруха

Сухов, говоришь?… Сейчас мы поглядим, какой это Сухов. Верещагин

Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг. Сухов

Смотри, больше не закапывайся! Сухов

Гюльчатай! Открой личико! Петруха

Сейчас, Фёдор Иванович, подойдём поближе. Верещагин

Да гранаты у него не той системы. Семён

Прощения просим! Сухов

Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его… Саид

Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик! Семён

До свидания, барышни! Извините, коль что не так. Сухов

Помойтесь, ребята. Верещагин

Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Письма

Павлины, говоришь… Хех! Сухов

Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие. Письма

Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком. Письма

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет! Абдулла

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала… Верещагин

Здорово, отцы! Сухов

Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело… Письма

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. Письма

Не пойду — там нет Джавдета… Саид

Напра… За мной, барышни. Сухов

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо! Абдулла

Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. Сухов

Маxмуд, зажигай! Абдулла

Лучше, конечно, помучиться. Сухов

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный». Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?! Абдулла

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время. Абдулла

Не говори никому. Не надо… Саид

И через сорок две ка-ак!… Петруха

Заходи. Верещагин

Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?! Сухов

И называйте меня просто — товарищ Сухов! цитата Сухова

Здесь должен быть подземный ход. Абдулла

Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться. Сухов

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было. Саид

Если что, я не промахнусь. Сухов

Подзадержался я здесь! Сухов

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик. Абдулла

Потому как долг революционный к тому нас обязывает. Письма

Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга. Саид

Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз. Письма

Давно обосновался? Везёт мне на эти дела! Двоих таких откопал — ничего… Третий попался! Выкопал — а он меня за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился. Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров! Сухов

Пулемет дашь? Сухов

Да вот забрался один приятель и не выходит. Абдулла

Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины. Верещагин

Господин назначил меня любимой женой! Гюльчатай

Совсем озверел Чёрный Абдулла! Ни своих, ни чужих не жалеет. Рахимов

Всё поёшь? Семён

Сухов, помоги!.. Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты! Рахимов

Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам. Верещагин

Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек! Рахимов

Вопросы есть? Вопросов нет! Сухов

Ты в чей дом забрался? Отвечай! Верещагин

В старой крепости его надо было через трубу брать. Сухов

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил. Гюльчатай

Аристарх, договорись с таможней. Абдулла

Хочешь, мы заплатим золотом? Абдулла

Абдулла, таможня даёт добро! Аристарх

Эт вряд ли. Сухов

А что это, люди твои, никак запалить что хотят? Верещагин

Я мзду не беру. Мне за державу обидно. Верещагин

…Но кто на этой земле знает, что есть добро и зло? Абдулла

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело! Гюльчатай

Белое солнце пустыни (краткое содержание)

Действие фильма происходит в начале 1920-х годов на восточном берегу Каспийского моря. Закончилась гражданская война, но в Средней Азии ещё орудуют банды басмачей. Красноармеец Фёдор Иванович Сухов возвращается через пустыню домой, в Россию, к жене Катерине Матвеевне. В начале он освобождает местного жителя Саида, закопанного по шею в песок.
Оказывается, на мучительную смерть Саида оставил бандит Джавдет, который убил его отца и забрал всё имущество. Далее Сухову встречается отряд красного командира Рахимова, который преследует другого бандита — Чёрного Абдуллу и его банду. Раньше Абдулла сбежал из крепости и оставил там своих жён. Над ними нависла смертельная угроза: если муж не может увезти всех жён с собой, он убивает их. Рахимов уговаривает Сухова задержаться и охранять жён Абдуллы, а сам отправляется за Абдуллой в погоню, откомандировав в помощники Сухову молодого красноармейца Петруху.
Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в близлежащий приморский посёлок Педжент. В скором времени туда приходит и Абдулла со своей бандой, планируя здесь морем переправиться за границу.
За оружием и поддержкой Сухов обращается на бывший пост царской таможни к его начальнику, Павлу Артемьевичу Верещагину, но получает отказ. Тогда он ремонтирует старый пулемёт «Льюис», находит ящик с динамитом и минирует единственный баркас у берега. Сухову удаётся захватить Абдуллу в плен, но тот сбегает, убив Петруху и самую молодую из жён — 15-летнюю Гюльчатай. Позднее Сухов выводит гарем из Педжента по подземному ходу, который ему показал Лебедев, хранитель местного музея.
Беглецы укрываются вместе в старом нефтяном резервуаре, где их осаждают бандиты. Узнав о гибели полюбившегося ему Петрухи, Верещагин отбивает у басмачей баркас, направляет его к берегу, не зная, что баркас заминирован, и погибает при взрыве. Сухов не смог предотвратить его гибель. В момент взрыва он выбирается из резервуара и с помощью Саида уничтожает всех бандитов. Гарем передают под опеку Рахимова, а Сухов возобновляет свой путь на родину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *