Армения таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – это объединение между странами в рамках ЕАЭС. Он создан с целью упрощения торгового взаимодействия между государствами, членами ассоциации. Союз предусматривает упразднение таможенных пошлин и оплат другого характера, унификацию способов сертификации и оценивания качества, формирование единой базы данных по отдельным пунктам экономической деятельности.

Состав Таможенного союза

Формирование ТС – это длительный и сложный процесс, началом которого стал 1997 год, когда главы 4-х государств (Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан) подписали соответствующее соглашение. Согласно документу, страны объединились для образования единого экономического союза, который официально начал работать только с 01.01.2010 г.

Документ об образовании Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Заключение союза послужило основанием для образования общего таможенного пространства, куда входят территории стран-участниц, для формирования внешних рубежей с другими государствами. С учетом этого государства, которые входят в Союз, используют единый таможенный подход к продукции, которая ввозится и вывозится через его границы. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, финансов и рабочей силы.

Перечень государств, которые являются действующими членами евразийского экономического союза:

  • Россия (с 01.07.2010 г);
  • Казахстан (с 01.07.2010 г);
  • Беларусь (с 06.07.2010 г);
  • Киргизия (с 08.05.2015 г);
  • Армения (с 10. 11.2014 г).

Кандидаты на вступление в Союз – Сирия и Тунис, от Турции было получено предложение о входе состав ассоциации, но пока названные страны не приняли никаких конкретных шагов. Можно отметить, что работа Таможенного союза стала хорошим подспорьем для усиления торговых взаимодействий между республиками, которые когда-то входили в состав СССР.

Механизм распределения таможенных пошлин

Среди основных критериев деятельности Союза можно выделить программу централизованного распределения таможенных пошлин, что уплачиваются при пересечении рубежей ЕАЭС при ввозе/вывозе товаров. При распределении используется единый механизм долевого участия:

С учетом представленной информации, можно отметить, что ныне действующий Таможенный союз является основательным инструментом для экономического объединения государств, состоящих в ЕАЭС.

Цели формирования ТС

Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

Чтобы этого добиться, предполагалось:

  • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
  • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
  • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.

История создания ТС

Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.

  • 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
  • 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
  • 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
  • 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
  • 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
  • 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
  • 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
  • 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
  • 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
  • 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
  • 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.

Преимущества Таможенного союза

ТС предоставляет государствам-участникам ряд преимуществ, а именно:

  • существенное снижение расходов на переработку и транспортировку товаров в пределах ТС;
  • снижение количества бюрократических процедур, а значит, и временных затрат при перевозке продукции по территории ТС;
  • снижение количества действия сотрудников таможни, необходимых для вывоза груза в третьи страны;
  • обеспечение новыми рынками сбыта;
  • упрощение законодательных нормативов благодаря унификации.

Роль Казахстана в ТС

В первое время создание ТС обеспечило благоприятные условия для роста экспортной продукции, произведенной в Казахстане на рынок Таможенного союза. Так, в 2011 г поставки продукции и сырья в РФ значительно увеличились. Значительный рост экспорта происходил за счет сырьевых поставок, в частности минеральных продуктов. В 2013 г произошло снижение доли сырья в общем экспорте Казахстана.

И в дальнейшем в условиях кризиса и спада конкурентоспособности производственных предприятий республики сырьевая доля будет лишь нарастать, а значит, будет продолжать увеличиваться отрицательное сальдо внешней торговли РК с государствами ТС.

Более существенный фактор экономики Казахстана – импортные поставки из РФ и РБ. В частности Россия была и остается важнейшим торговым партнером центральноазиатской республики.

Вывод

ТС послужил объединением стран бывших союзных республик, у которых за годы независимости произошли существенные изменения в экономике, поэтому взаимных интересов оказалось не очень много. Общее у всех стран в том, что их экономика зависима от российского рынка сбыта. В результате получается, что ратификация межгосударственных документов происходит гораздо чаще, чем наблюдается рост товарооборота.

Однако, несмотря на некоторые трудности, заметен процесс упрощения передвижения продукции, снижение количества бюрократических процедур, происходит совершенствование условий взаимодействия между предприятиями государств-участников. С течение времени и с ростом заинтересованности субъектов хозяйствования внутри Союза произойдет увеличение объема товарооборота между странами ЕАЭС.

Армения хочет продолжить снабжать ЕАЭС автомобилями

Ереван, 22 апреля 2019, 23:23 — REGNUM Армянские депутаты предлагают пересмотреть вопрос о повышении пошлин на импорт автомобилей в рамках ЕАЭС.

Тennen-Gas

С 1 января 2020 года в Армении вступят в силу правила таможенного оформления автомобилей не из ЕАЭС. При вступлении в ЕАЭС в 2015 году Армения получила 5-летний льготный переходный период, во время которого таможенная ставка на автомобили определялась национальным законодательством. Таким образом, согласно законодательству ЕАЭС, таможенная пошлина на автомобили в Армении с 2020 года повысится с нынешних 10% до 30−50%.

Депутат от фракции «Процветающая Армения» Микаел Мелконян предложил министерству транспорта, связи и информационных технологий Армении поднять данный вопрос, поскольку это приведет к существенному росту цен на автомобили в республике.

«Обсудите в министерстве возможность обращения к премьеру, чтобы заняться этим вопросом в ЕАЭС. Я уже подготовил письмо, чтобы вопрос был обсужден в рамках ЕАЭС на высшем уровне, поскольку импорт автомобилей крайне важен для Армении», — цитирует Мелкумяна агентство АРКА.

В ответ замминистра транспорта, связи и информационных технологий Армении Баграт Бадалян отметил, что министерство также видит риски повышения цен на автомобили в связи с введением новых пошлин.

«Мы ожидаем роста цен на автомобили, но считаем, что данную ситуацию можно обсудить, хотя пока никаких шагов не предпринято», — сказал Бадалян.

На данный момент льготные пошлины на импорт автомобилей из третьих стран на всей территории ЕАЭС действует только в Армении. Благодаря этому больше половины импортируемых в Армению автомобилей экспортируются в Казахстан и Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *