Арбитражные суды округов РФ

Статья 34 АПК РФ. Подсудность дел арбитражным судам

1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ.

3. Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

4. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

1.1) дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

См. все связанные документы >>>

1. Под подсудностью в арбитражном процессе понимается процессуальный институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

— Высший Арбитражный Суд РФ;

— федеральные арбитражные суды округов;

— арбитражные апелляционные суды;

— арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

В качестве судов первой инстанции в системе арбитражных судов действуют:

— Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ч. 2 ст. 34 АПК);

— федеральные арбитражные суды округов (ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в редакции Федерального конституционного закона от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ, ч. 3 ст. 34 АПК, в редакции Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ) применительно к рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

— арбитражные суды субъектов Российской Федерации (ст. 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ч. 1 ст. 34 АПК).

2. Подсудность конкретных категорий дел судам определенного звена судебной системы (для арбитражных судов — судам субъектов Российской Федерации, судам округов и Высшему Арбитражному Суду РФ) является родовой подсудностью.

Другой вид подсудности — территориальная подсудность, по правилам которой распределяются дела между судами одного уровня (для арбитражных судов — между арбитражными судами субъектов Российской Федерации; для арбитражных судов округов правила территориальной подсудности в комментируемой главе не устанавливаются в связи со спецификой дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, и особым порядком подачи в них заявлений — см. комментарий к гл. 27.1 АПК).

Родовую подсудность в АПК регулирует ст. 34, территориальную — ст. ст. 35 — 38 АПК.

3. Значение института подсудности очень велико. Оно обусловлено тем, что в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ в качестве одного из основных прав человека записано: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Это право в полной мере распространяется на любую сторону в процессе, независимо от того, является она физическим или юридическим лицом, поскольку в силу ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон.

Следовательно, положения ч. 1 ст. 47 Конституции РФ имеют самое прямое отношение к регулированию института подсудности в арбитражном процессе и должны учитываться арбитражными судами в практике применения норм АПК, регулирующих подсудность.

Изложенное означает, во-первых, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе и, во-вторых, нарушение этих правил, в том числе произвольное, вопреки обоснованным возражениям стороны, изменение подсудности дела, само по себе может явиться основанием к отмене решения суда.

4. Как отмечалось выше, комментируемая статья устанавливает правила родовой подсудности.

Общее правило родовой подсудности дел арбитражным судам таково, что все дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов (ч. 1 комментируемой статьи).

5. Подсудность дел Высшему Арбитражному Суду РФ определена ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ч. 2 комментируемой статьи.

В настоящее время Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны три наиболее важные категории дел.

Первая категория — это дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (о подведомственности этих дел арбитражным судам см. комментарий к ст. 29 АПК).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов (из числа подведомственных арбитражным судам), издаваемых на федеральном уровне как наиболее важные, отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, применяя правила подсудности во взаимной связи с правилами подведомственности, можно сделать вывод о том, что Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны не все дела об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, а только те, оспаривание которых в соответствии с федеральными законами прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов.

О понятии нормативного правового акта см. комментарий к ст. 29 АПК. Дополнительно к нему следует отметить, что нормативные правовые акты, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду РФ, издаются:

— Президентом РФ — в форме указов (ст. 90 Конституции РФ);

— Правительством РФ — в форме постановлений (ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»);

— федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами) — в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, с последующими изменениями).

Вторую категорию дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, составляют дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственный комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, не соответствующих закону и затрагивающих права, законные интересы заявителей в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, а третью — дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации.

6. В связи с отнесением к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ столь важных категорий дел, особенно дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, возникает не менее сложная проблема, имеющая отношение и к арбитражному процессу, и к устройству судебной системы, а в конечном счете — к защите прав лиц, участвующих в делах, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ.

Совершенно очевидно, что уровень процессуальных прав, степень гарантий обеспечения законности и обоснованности выносимых судами решений должны быть одинаковы в гражданском и арбитражном процессах. Во всяком случае, между ними не должно быть принципиальных и неоправданных различий. Это обусловлено тем, что многие дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции в гражданском процессе и арбитражными судами — в арбитражном процессе, по своей правовой природе и значимости одинаковы.

В частности, отсутствуют принципиальные различия в делах, подсудных Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ (например, в делах об оспаривании нормативных или ненормативных постановлений Правительства РФ).

Однако решения Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в суд второй инстанции — в кассационную коллегию Верховного Суда РФ, а решения Высшего Арбитражного Суда РФ — нет (ст. ст. 180 и 181 АПК).

Следовательно, уровень гарантий прав участников процесса в Высшем Арбитражном Суде РФ при рассмотрении дел по первой инстанции значительно ниже, чем в Верховном Суде РФ. То обстоятельство, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 января 2008 г. N 1-П законодательный запрет на обжалование в кассационном порядке решений и определений Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции, признан не противоречащим Конституции РФ, положения не спасает. Лица, участвующие в делах, рассматриваемых по первой инстанции Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, оказываются не равными в очень важных для них процессуальных правах.

7. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2010 г. N 4-ФКЗ и Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ впервые в истории арбитражных судов России были наделены полномочиями по рассмотрению дел по первой инстанции суды округов, которые до этого рассматривали дела только в кассационном порядке. Ими были внесены соответствующие дополнения в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 34 АПК.

Эти изменения вызваны принятием Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Окружные арбитражные суды.

1. В состав арбитражных судов среднего звена входят десять федеральных арбитражных судов округов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального, в состав каждого из которых входит несколько субъектов РФ. Арбитражные суды округов расположены в столицах каких-либо из субъектов РФ, входящих в соответствующий округ, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Структура арбитражного суда округа:

  • * судебные составы, председатели которых утверждаются президиумом арбитражного суда, а персональный состав — председателем арбитражного суда;
  • * судебные коллегии по рассмотрению споров из гражданских и административных правоотношений, персональный состав которых определяется президиумом окружного арбитражного суда, а их председатели являются заместителями председателя соответствующего арбитражного суда;
  • * президиум федерального арбитражного суда округа.
  • 2. Полномочия федеральных арбитражных судов округов:
    • * проверка в кассационной инстанции решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;
    • * пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассмотренных ими дел;
    • * обращение в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия Конституции РФ законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле;
    • * подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
    • * изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.
  • 3. Особенности кассационного производства в арбитражных судах среднего звена:
    • * окружные арбитражные суды вправе рассматривать дела в кассационной инстанции;
    • * в кассационной инстанции проверяется законность только вступивших в законную силу решений и постановлений;
    • * кассационная жалоба подается в течение месяца после вступления решения или постановления в силу;
    • * в кассационной инстанции проверяется только законность (то есть соответствие закону) решений и постановлений, но не их обоснованность; при этом в кассационной жалобе должно быть четко указано, какое положение какого нормативного акта нарушено;
    • * кассационная инстанция вправе проверить законность решения и постановления только в части, указанной в кассационной жалобе.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы окружной арбитражный суд вправе:

  • * оставить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • * отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и принять новое решение;
  • * отменить решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;
  • * изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции;
  • * отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  • * оставить в силе одно из ранее принятых решений или постановлений.
  • 4. Президиум федерального арбитражного суда округа состоит из председателя арбитражного суда, его заместителей, председателей судебных составов, а также судей арбитражного суда, утвержденных в качестве членов президиума Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя соответствующего федерального арбитражного суда округа.

Заседание президиума правомочно при присутствии на нем большинства членов президиума. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих и подписываются председателем арбитражного суда.

Полномочия президиума федерального арбитражного суда округа:

§ определение персонального состава судебных коллегий и утверждение председателей судебных составов;

решение вопросов организации работы арбитражного суда и судебной практики.

  • 5. Полномочия председателя федерального арбитражного суда округа:
    • § судебные полномочия по участию в рассмотрении конкретных дел;
    • § распределение обязанностей между своими заместителями и руководство работой суда;
    • § созыв и председательствование на заседаниях президиума арбитражного суда;
    • § формирование судебных составов; работа с кадрами;
    • § представительство арбитражного суда в отношениях с государственными и негосударственными органами и организациями;
    • § издание распоряжений и приказов по вопросам своей компетенции; иные полномочия.

В случае временного отсутствия председателя его обязанности выполняют заместители, которые наряду с судебными полномочиями руководят судебными коллегиями и выполняют распоряжения председателя.

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции.

Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В настоящее время в России действуют 10 федеральных арбитражных судов округов:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики – Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Крым, города федерального значения Севастополя, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия — Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа,осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

Состав судебных округов может быть изменен только федеральным законом.

Возглавляет федеральный арбитражный суд округа председатель, который является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Кроме того, председатель федерального арбитражного суда округа осуществляет организационно-распорядительные функции по руководству деятельностью этого суда. Он издает приказы и распоряжения.

Председатель федерального арбитражного суда округа имеет заместителей, которые являются судьями и выполняют процессуальные полномочия. Они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда.

В случае отсутствия председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

— президиума федерального арбитражного суда округа;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Согласно ст. 26 Закона «Об арбитражных судах в РФ» к полномочиямфедеральных арбитражных судов округа относятся:

— проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанции;

— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

— изучение и обобщение судебной практики;

— подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализ судебной статистики.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа (по должности), его заместителей (по должности), председателей судебных составов (по должности) и судей. При этом судьи федерального арбитражного суда округа, входящие в состав президиума, утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя федерального арбитражного суда округа.

Президиум федерального арбитражного суда округа утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, а также рассматривает другие вопросы организации работы суда. Он созывается председателем федерального арбитражного суда округа по мере необходимости.

Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в федеральных арбитражных судах округов осуществляют судебные коллегии, формирующиеся из числа судей этих судов. Их персональный состав по представлению председателя суда утверждается президиумом.

В судебных коллегиях могут быть образованы судебные составы, которые возглавляют председатели, утверждаемые президиумом этого суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *